[Оригинальный эстамп Осипа Цадкина] Бертран, А. Ночь, ее очарование и хроники. [La nuit et ses prestiges et les chroniques. На фр. яз.]. Париж: Les impénitents, 1966. 30×20,5 см. В издательской обложке, в папке и в футляре. В коллекционной сохранности. Фронтиспис был оформлен известным скульптором-авангардистом Осипом Цадкиным. В тексте 9 цветных полностраничных офортов Мишеля Жиро. Все офорты проложены защитной калькой и отличаются высочайшим уровнем печати. К нашему экземпляру прилагается также цветной офорт Мишеля Жиро, подписанный и пронумерованный (113/120) самим художником.
Издание вышло тиражом в 150 нумерованных экземпляров, не поступавших в продажу. Наш экземпляр № 113 отпечатан на веленевой бумаге «Rives».
Общество библиофилов и издательство «Les impenitents» («Неисправимые») было создано в 1955 году Жаном Кокто, который также стал первым президентом этого общества. На протяжении 30 лет это издательство выпускало по одному библиофильскому изданию в год. Всего вышло 29 книг, причем концепция издании оставалась всегда неизменной: для оформления книги приглашался относительно молодой художник, а вот создать фронтиспис к книге поручалось какому-то общепризнанному мастеру. В итоге над книгами «Неисправимых» успели поработать Сальвадор Дали, Осип Цадкин, Макс Эрнст, Альберто Джакометти, Генри Мур, Антони Клаве и другие именитые художники.
Осип Цадкин (1890-1967) — французский скульптор-авангардист, происходивший из витебских евреев; рисовальщик, гравёр, иллюстратор, поэт и мемуарист. В 1905 был отправлен к родственникам на север Англии, брал уроки ваяния в местной художественной школе. С 1910 года обосновался в Париже, на Монпарнасе, работал в «Улье». В 1911 его работы были выставлены в Осеннем Салоне и Салоне независимых. Сблизился с Аполлинером, Брынкуши, Пикассо, Бурделем, Матиссом, Делоне, Модильяни (который оставил графический портрет Цадкина). Выставлялся в Берлине, Амстердаме, Лондоне.
Скульптура Цадкина, прошедшего через воздействие кубизма, близка к экспрессионизму. Особую выразительность его работам придает использование разрывов, пустот, «контррельефа», как бы выворачивающего пластическое пространство наизнанку.
Мишель Жиро — французский художник и гравер, оформивший более 60 библиофильских изданий, причем книга Алоизиюса Бертрана, представленная нами на аукцион, была первой большой работой художника.