Под грифом «Секретно»
Фотоальбом «НКПС и Корпус ВПС. Сооружение ж.д. линии Орша-Лепель. 1925 г.». [Орша; Лепель, 1925-1926 гг.]. 30 л., 178 фот. 47,3×34,2 см. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением по передней переплетной крышке. Потертости, надрывы, утрата фрагментов. Передняя переплетная крышка частично отходит от блока. Блок преимущественно чистый, заломы, надрывы. Несколько листов выпадают из блока.
К альбому прилагается Опись фотографических снимков работ железнодорожной линии Орша-Лепель 1925-1926 года. [6] с. 35,5×22,5 см., а также Акт о том, что Штабом корпуса отпечатаны с производственных негативов и переданы Управлению постройки фотоснимки с их перечнем. 4 декабря 1925 г. [4] с., 35,5×22 см.
В 1924 г. Совет труда и обороны принял решение о неотложном строительстве железнодорожной линии Орша — Лепель. Такая необходимость возникла в целях обороны западных границ советской страны, поскольку к этому периоду чрезвычайно активизировали свою антисоветскую деятельность Польша и Литва. В мае 1925 года военные железнодорожники приступили к сооружению железнодорожного полотна по всей длине от Орши до Лепеля. Все земляные работы велись практически вручную. Основным видом транспорта была конная тяга. На трассе работал только один экскаватор. Имевшиеся автомашины были 22 различных марок, и половина из них постоянно находилась в ремонте.
1 октября 1925 года железнодорожное полотно главного пути было исполнено на всем протяжении линии с некоторым недобором откосов и выемок. Искусственные сооружения, а именно мосты (их было построено 72) и трубопроводы, были в основном закончены. Уложено 160 километров пути. Вдоль железнодорожного полотна были уложены линии телеграфной и телефонной связи. Для широкого использования были установлены аппараты Морзе.
Первый поезд по всей 132-километровой железнодорожной линии прошел 7 ноября 1925 года. Торжественное открытие линии произошло в октябре 1926 года.
Лот представляет коллекционную ценность музейного уровня.