[С автографом Б. Кустодиева (?)] Бенуа, А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. [В 2 ч. Ч. 1-2]. СПб.: Издание Т-ва «Знание»; Тип. СПб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов, 1901-1902.

Ч. 1: [2], 132, [2] с., 2 л. ил.: ил.

Ч. 2: [2], VIII, 133-160, 163-285 с., 4 л. ил.: ил.

27×19 см. В одном глухом коленкоровом переплете второй половины ХХ века; блок подрезан под переплет, тит. лист части 2 и оглавление вплетены после с. 132, утрата с. 161-162, первый тит. лист по краям подклеен бумагой, боковое поле с. 152 подклеено бумагой, редкие подчеркивания карандашом в тексте, страницы преимущественно чистые, хорошая сохранность.

На первом тит. листе дарственная надпись: «Дорогому Михаилу Владимировичу Маторину — неизменному спутнику путешествий в прекрасное — с дружеским чувством МСоколь[обрезано] 23/IV 47».

На с. 1 более ранняя дарственная надпись: «Дорогому Митьке Столе[обрезано] от Бориса Кустодиева (?) 11 го Март 190[обрезано]»; окончание фамилии адресата и года записи обрезаны при переплете.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — русский живописец, портретист, театральный художник, декоратор, иллюстратор; член «Мира искусства», академик живописи Имп. Академии художеств. Возможный адресат автографа — друг Кустодиева по Академии художеств скульптор Дмитрий Стеллецкий (1875-1947), которого художник называл, в том числе и в письмах к родным, «Митька».

Дмитрий Семенович Стеллецкий (1875-1947) — русский скульптор, живописец, иконописец и театральный художник; один из самых видных художников русского зарубежья.

Михаил Порфирьевич Сокольников (1898-1979) — советский искусствовед, литератор, журналист, один из организаторов Союза художников РСФСР, художественный редактор издательства «Academia».

Адресат второго автографа — Михаил Владимирович Маторин (1901-1976), советский художник-график, иллюстратор, акварелист, мастер эстампа (работал в технике ксилографии и линогравюры), Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Данное издание выходило в качестве 4-го тома к «История живописи в XIX в.» Р. Мутера (СПб., 1899-1902). Еще будучи студентом, в 1893 г., Бенуа познакомился с выходившей на немецком языке «Историей живописи в XIX в.» Рихарда Мутера и обнаружил, что в ней нет главы о русском искусстве. Бенуа решил написать Мутеру в Мюнхен, что для создания раздела о России он готов помочь ему сведениями о русских художниках, если Мутер ими не располагает. По словам Бенуа, Мутер ответил сразу, покаялся в своем незнании русской живописи, но не просил у Бенуа материалов о ней, а предложил ему самому написать недостающую главу. Бенуа, поколебавшись, дал свое согласие. С тех пор на русском языке книга Мутера печаталась вместе с «Историей русской живописи» Бенуа.

Эстимейт: 12 000 – 13 000 руб.