Мансуров Павел Андреевич (1896–1983) «Сфера». 1971.
Бумага, графитный карандаш, 21×13,5 см.
Под изображением справа авторская подпись графитным карандашом: «P. Mansouroff».
Выставки: «Ч/Б Русская и европейская графика ХХ века», Ярославский художественный музей, 2009.
Публикации: каталог «Ч/Б Русская и европейская графика ХХ века». Москва, Галерея 2.36. 2009. С. 87, 340.
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства. В 1909 году поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, где обучался анатомии у В.Е. Савинского и осваивал техники гравюры под руководством В.В. Матэ. Параллельно посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1916–1917 годах познакомился с К.С. Малевичем, В.Е. Татлиным, П.Н. Филоновым, М.В. Матюшиным, В.В. Кандинским, увлекся авангардистскими теориями и идеями и стал активно пропагандировать новое искусство. В 1919 году принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусства. В конце 1920 — начале 1921 преподавал в Казанском художественном училище. В 1921–1927 годах работал в петроградском Музее художественной культуры и руководил экспериментальной секцией Гинхука. Усиление нападок на левое искусство вынудило Мансурова покинуть СССР. В 1928 году художник выехал в Рим с персональной выставкой и не возвратился. В 1929 году поселился во Франции. При поддержке Р. Делоне начал создавать рисунки для тканей и вскоре добился в этой области известности, став сотрудничать со многими известными парижскими домами высокой моды: Chanel, Hermes, Lanvin и другими. В то же время его абстрактная живопись не имела успеха в Европе, в 1930-х художник вернулся к традиционной манере. В конце 1940-х вернулся к экспериментам в духе 1920-х, создавал конструктивистские полотна и коллажи, часто с наложением выпуклых элементов, писал «трехмерные» и «двухсторонние» картины. Следующий этап в творчестве Мансурова совпал с возрождением интереса к абстракционизму в конце 1950-х и принес ему мировую известность. Произведения Мансурова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее современного искусства в Париже.