«Она к ним равнодушна, а они ее хотят»
Записная книжка Лили Брик о мужчинах, Северянине и трагикомедии в 5 действиях. [Не ранее 1915 г.]. 24 с. 10,5×6,5 см. Блокнот заполнен на треть: 12 листов рукописи с обеих сторон. Судя по единственной конкретной дате, упоминаемой на страницах блокнота (2 января 1915 г.), записи велись до знакомства с Маяковским (в июле 1915 г.).
Лилей Юрьевной записаны: стихотворения Игоря Северянина «Когда ночами все тихо-тихо...» (опубл. в 1914 г.), «Нет ничего» (опубл. в 1915 г.), «Фиалка» (опубл. в 1913 г.), феминистские высказывания из статей А. Коллонтай «Современная женщина» («Перед нами женщина-личность, перед нами самоценный человек, со своим собственным внутренним миром, перед нами индивидуальность...»), цитаты из статьи «Женщина ХХ-го века» («Мужчина может быть человеком; женщина — человеком-женщиной. Сложнее, тоньше, красивее, выше...»; «Женщина — это та женщина, которая господствует в произведениях Игоря Северянина...»); стихотворение Е. Чебышевой-Дмитриевой «Если тебя баловала судьба...». За цитатами из статей о современной женщине следуют, возможно, собственные умозаключения Брик относительно данного вопроса:
«И если женщины-рабыни могли покорять мужчин, если они могли быть у ног своего же орудия наслаждения — то какой властью будет обладать женщина, которая не будет ничем связана с ними, подчинена им? Это будет месть женщины! за все. Я не знаю, хорошо ли я все это выразила. Не знаю, поймешь ли ты, в чем дело. Я знала и понимала всегда о какой женщине говорите вы там. Но как могла, я сейчас выразила то, что хотела — что вы ошибаетесь, что без околачивания тротуаров женщина не может быть тем недоступным, холодным, и... и т.д. a la принцесса, существом.
Пойми, в конце концов она зависима, она зависима от тех же мужчин, которых с гордостью и равнодушно очаровывает. А если не она их, а они ее захотят? Все держится на их же желании! (...) Она к ним равнодушна, а они ее хотят».
Далее следуют записи, понятные только автору и его реальному или воображаемому собеседнику:
1915 г. 2 января. «То было давно». И тебе надоело мое рассуждение. Оно скучно. Но если хочешь иметь «от меня» — прочти внимательно; это — «мое». Тебе «разрешаю» знать его — ты, моя старая и верная подруга. Но теперь многое изменилось — и, если смогу, я постараюсь передать тебе и 1915 год. Ведь все то — это лето 1914го! а (...) 1914 — ты знаешь: она в желтой тетрадке. Комнатная".
VII класс. Серая осень. Знакомство. Вечеринка. Первый светильник. Рождество. Планы. дружба. Хорошие дни. Вечера. Исправительное заведение. 5 и 5. Сомнения. Субботы. Начало конца. Принц Арнольд. Не то. Чужие. Переписка. Веселье. Закон. (...) Разрыв. Еще разрыв. Боль. Тоска (...). Опять дружба. Сокольники. 29 №. Экзамены. Петербург. Страдание. Стенка. Акт. Конец. Отъезд (...)«.
Из редакторских комментариев к книге Л. Брики «Пристрастные рассказы»: Позиция Лили Брик была не только свойством ее свободолюбивого характера, но отражала также социальные явления — борьбу женщин за равные права с мужчинами: право на образование, труд, свободу выбора в браке и т. д. После революции 1917 года в России создались предпосылки их реализации. В 1920-е годы в среде советской молодежи бытовала теория «стакана воды». Ее авторство приписывали Александре Коллонтай, борцу за равноправие женщин и свободу сексуальных взаимоотношений. Приверженцы этой теории говорили, что утолить жажду, выпив стакан воды — это то же, что совершить половой акт с выбранным сексуальным партнером.