Ремизов, А.М. Шесть оригинальных рисунков: 5 рисунков к книге «Подстриженными глазами» и 1 рисунок к книге «Пляшущий демон». [Конец 1940-х гг.]. Бумага, черная тушь. 32×24 см; 27,6×19,5 см (1 рис.). Все рисунки подписаны голографическим знаком А.М. Ремизова. Также под каждым рисунком рукой Ремизова написаны название и цитата из книги. Рисунки были выполнены Ремизовым в конце 1940-х годов в подарок Тамаре Ивановне Пантелеймоновой-Кристин, помогавшей Ремизову в перепечатке рукописей.

1. Лес в лунную ночь.

2. И позор / один святой оплевал, другой не благословил / Пасхальная ночь. Перед Крестным ходом (Подстриженными глазами).

3. Голуби / Подстриженными глазами.

4. Иоанн Кронштадтский / не благословил / Подстриженными глазами.

5. Юродивый плюнул в лицо / «Подстриженными глазами».

6. Пляшущий демон. Стр. 97 / на миланском соборе по лесам. Спуск от купола.

Все представленные на аукционе рисунки были впервые опубликованы в журнале «Наше наследие» № 107, 2013 г., с. 48-73 (В. Енишерлов. Неизвестные письма и рисунки А.М. Ремизова).

Писатель Ремизов существовал параллельно с Ремизовым — замечательным художником-графиком, чьи рисунки и каллиграфию отмечали П. Пикассо, Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Кандинский, Ю. Анненков, который писал, что «графика Ремизова часто переходила в почерк, а почерк его, бравший корни из древнеславянского буквенного сплета, превращался в каллиграфическую симфонию углов, закорючек и росчерков, которыми порой можно было любоваться, даже и не вникая в то, что там написано». Иллюстрации к собственным произведениям, портреты писателей, книжные обложки, грамоты членов Обезьяньей Великой и Вольной палаты, «тайного общества», игры, придуманной писателем, — все это выдавало незаурядный, как и его проза, своеобразный талант Ремизова-художника. Многие его письма, адресованные близким, написанные стилизованным древнерусским уставом, представляют собой шедевры каллиграфии. В Париже, в тяжелые годы эмиграции, когда Ремизова практически не печатали, он создал около 400 художественных альбомов, которые друзья и помощники писателя распространяли среди богатых любителей искусства. Эти альбомы помогали Ремизову выжить в годы безденежья и нужды.

Провенанс: рисунки происходят из семейного архива Тамары Ивановны Пантелеймоновой-Кристин (1900-1979), жены ученого-химика и писателя Бориса Пантелеймонова, с которым Ремизов был очень дружен, художницы и скульптора, корректора в газете «Возрождение».

В главе «Стекольщик» («Мышкина дудочка») Ремизов писал: «Тамару Ивановну и ее сестру Ирину Ивановну Кристин знаю с доараратских времен <...>Соседи — мы на Буало, они на Лафонтен <...>Ирина Ивановна не выдержала парижской прохлады и уехала на родину в Ревель — там найдет она себе место учительницы: детей она любит. А Тамара Ивановна осталась в Париже ...».

Эстимейт: 1 600 000 – 1 800 000 руб.
Цена: 1 850 000 руб.