Международный свод сигналов / Главное управление торгового мореплавания и портов, Отдел торгового мореплавания. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1902. [4], XXII, 744 с., 22 л. ил., табл.: ил. 30,5×21,5 cм. В издательском полукожаном переплете. Потертости по краям переплета, коленкор на крышках подкрашен, надрыв с. 33, табл. № 2-7 выпадают из блока, небольшое загрязнение нескольких страниц, проржавевшие скрепки, блок преимущественно чистый.
Для быстрого нахождения нужного раздела в блок вклеены тканевые разделители, на которых напечатаны названия частей: Спешные сигналы; Географические сигналы; Общие выражения; Семафор; Система Морзе; Ракетный аппарат и др. На цветных хромо-литографированных таблицах изображены морские флаги всех государств, имевших собственный флот, а также флаги, формирующие международный сигнальный алфавит, в котором флаг определенной формы и рисунка обозначал, с одной стороны, одну букву, а с другой — сообщение или команду. В тематически разделенных таблицах приводятся команды и сообщения, обозначавшиеся сочетанием определенных букв. В третьей части опубликованы семафорные сигналы, сигналы, передаваемые при помощи света, звука и флажков, азбуки Морзе. Рассмотрены правила подачи сигналов, особенно тех, которые использовались во избежание столкновения судов. Помимо английских систем сигнализации, изучены русская, французская и немецкая системы сигналов при помощи рук и флажков.
Международный свод сигналов был создан в 1855 г. в Министерстве торговли Великобритании для связи между кораблями различной юрисдикции. В сигналы были разделены по значимости: наиболее срочные, важные или часто употребляемые сообщения строились на однобуквенных сигналах; общий раздел составляли двухбуквенные сигналы, а медицинский — трехбуквенные. Каждый сигнал Свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала использовались цифровые дополнения. Таким образом была создана своеобразная языковая система (в свод входило 70 тысяч сигналов, 18 сигнальных флагов и др.), и этим языком пользовались большинство морских флотов разных государств. Впервые свод был издан в 1857 г. Книга должна была находиться на каждом судне, отправляющемся в международное плавание. Сохранилось небольшое количество хороших и полных экземпляров.