Рукопись Дмитрия Шостаковича. Op. 62. Шесть романсов для баса и фортепьяно [на стихи британских поэтов]. М.; Куйбышев, 1942. 14 л.
1. Сыну. Слова У. Ралея, перевод Б. Пастернака
2. В полях под снегом и дождем. Слова Р. Бернса, перевод С. Маршака.
3. Макферсон перед казнью. Слова Р. Бернса, перевод С. Маршака.
4. Дженни. Слова Р. Бернса, перевод С. Маршака.
5. Сонет LXVI. Слова У. Шекспира, перевод Б. Пастернака.
6. Королевский поход, английская детская песенка. Перевод С. Маршака.
Нотная тетрадь 31×23,5 см.
Рукопись представляет собой рабочий чистовой экземпляр с небольшой правкой, подаренный первому исполнителю этих романсов, народному артисту РСФСР Александру Иосифовичу Батурину — солисту Большого театра, преподавателю Московской консерватории. Премьера состоялась 30 ноября 1942 года в Куйбышеве, за роялем — автор. До настоящего времени считалось, что впервые романсы прозвучали в Москве в июне 1943 года.
В письме своему самому близкому другу Ивану Ивановичу Соллертинскому от 6 декабря композитор писал: «Скоро я вышлю Тебе и Свиридову по экземпляру моих новых романсов, из коих один посвящен Тебе, другой Свиридову. Другие также посвящены моим друзьям, а именно Л.Т. Атовмьяну, Н.В. Шостакович (жене-другу), И.Д. Гликману и В.Я. Шебалину. Итого шесть. Тебе посвятил сонет Шекспира 66 в переводе Пастернака. Ну вот, дорогой друг, пока все...».
В данной рукописи, в отличие от первой публикации сочинения (М: Музфонд, 1943), еще отсутствуют посвящения, но есть точные даты и указания на время и место написания каждого из них: № 1 — «7. V. 1942 Куйбышев», № 2 — «15. X. 1942 Москва», № 3 — «16. X. 1942 Москва», № 4 — «17. X. 1942 Москва», № 5 — «24. X. 1942 Куйбышев», № 6 — «25. X. 1942 Куйбышев». Эти сведения не были известны исследователям жизни и творчества Шостаковича и считалось, что все романсы были созданы в Куйбышеве. Написанные для голоса с фортепиано как ор. 62 эти романсы в 1973 году, как и другие вокальные циклы Шостаковича, были оркестрованы под ор. 140.
Рукопись обладает несомненной историко-культурной ценностью музейного уровня.