Три описи бытовых предметов и художественных произведений особняка б. Юсупова, передаваемых в Русский Музей.
1. Опись литографий, гравюр и рисунков. 1920-е гг. 4 л. 67 предметов. Машинопись. В конце подписи ответственных лиц. Листы прошиты, нить скреплена сургучной печатью Государственного музейного фонда. Среди передаваемых произведений описаны работы Билибина, Агина, Брюллова, литографии с картин Философова, Машкова и др.
2. Опись предметов особняка б. Юсупова, передаваемых в Бытовой отдел Русского музея. Дат. 14 окт. 1925 г. 4 л. 46 предметов. Машинопись. В конце подписи ответственных лиц. Листы прошиты, нить скреплена сургучной печатью Государственного музейного фонда. Среди предметов: музыкальные инструменты, зеркала, портреты, литографский камень и проч.
3. Опись предметов особняка б. Юсуповых, предназначенных для Бытового отдела Русского музея. 1920-е гг. 24 л. 539 предметов. Машинопись. В конце подписи ответственных лиц. Листы прошиты, нить скреплена сургучной печатью Государственного музейного фонда. Среди передаваемых предметов: трости (171 шт.!), портреты Юсуповых, рамы, подушки, шкафы, бювары, канделябры, шкатулки, градусник, «безделушка на бронзовой круглой подставке» и проч.
Художественная коллекция княжеского рода Юсуповых формировалось почти полтора столетия. Основатель знаменитого родового собрания — князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831), дипломат и влиятельный государственный деятель. Он собрал интереснейшую коллекцию западноевропейской живописи — крупнейшее частное живописное собрание в России, насчитывавшее более 550 произведений. Это художественное собрание хранилось в его подмосковном имении Архангельское, а также в московском доме в Харитоньевском переулке и в Петербурге, во дворце на Мойке. Его сын Борис Николаевич в 1834 г. перевез большую часть коллекции из Архангельского в петербургский дворец Юсуповых на Мойке. В основном, он занимался не пополнением, а систематизацией накопленных сокровищ, среди которых были работы Тициана, Рембранта, Корреджо, Рубенса, Пуссена и др. Активно пополнял коллекцию внук — Николай Борисович-младший (1827-1891). Последней владелицей богатейшего собрания была дочь Николая Борисовича-младшего — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, в замужестве графиня Сумарокова-Эльстон (1869-1939). Она не только заботилась о приобретении в коллекцию новых произведений, но и участвовала с шедеврами в различных выставках. После Октябрьской революции все юсуповские дворцы с их коллекциями были национализированы. Во дворце на Мойке был организован музей, существовавший с 1919 по 1925 гг., когда было принято решение о закрытии и расформировании музеев-дворцов, как в Петрограде-Ленинграде, так и в Москве и других крупных городах. В результате живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства пополнили фонды Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ им. Пушкина и некоторых других музеев России и столиц братских республик.