Фотография и собственноручное письмо писателя Андрея Соболя (1887-1926).
1. Портрет Андрея Соболя / фот. М. Шапиро. М., 1925. На обороте разлиновка под почтовую карточку, чернильные пометы, штамп фотографа.
1. Письмо, адресованное жене — Рахили Сауловне Бахмутской. Дат. 24 февраля 1917 г. 2 с. На бланке Всероссийского земского союза.
«Ручик мой, здравствуй. А сегодня воинам от тебя ничего нет — и немножечко грустно. И телеграммы обещанной о дне твоего выезда нет, и я не знаю, дойдет ли это письмо, застанет ли оно тебя в Москве. Хочется скорее знать, как ты устроилась с билетом, получили ли вы плацкарту и куда вы обе едете: в Гурзуф или Ялту. Твоя телеграмма мне все разъяснит, потому то и жду ее с таким нетерпением. Ты мне, девочка, подробно напиши, как уладится денежный вопрос, ведь ехать в Ялту лечиться с тем, чтобы отказывать себе во многом — нельзя. И надолго ли едет Ел.Ал.? Как хорошо, что ты ее уговорила, и ей необходимо поправиться. Я, девочка, моя еще дней пять пробуду здесь, так что твоей телеграммы еще дождусь тут. Посылаю тебе пять видов Карса, только на днях они поступили в продажу, потому раньше не посылал. А сбор. «Книга» ты уже видела? Поделись со смной своим мнением. Сегодня слегка потеплело, есть надежда, что скоро заносы прекратятся, тогда я снова попробу. проехать, вернусь и дальше. А там быстро, быстро пройдет май — и будет то, о чем ты так мечтаешь. Но ты должна поправиться, Ричик, ты должна быть здоровой и крепкой.
«Пыль уже вышла: мне Лидин писал, что уже сдано в „Русские ведомости“ объявление о выходе книги. Интересно, что тебе сказал Михаил Борисович по поводу моей статьи. Как вы обе насмешили меня своим блином. Я смеялся, как долго уже не смеялся.
Знаешь, Ричик, меня очень беспокоит, что нет писем от Кс.Кс. Если тебе, девочка, не трудно — запроси Бэбу, узнай у нее, почему не пересылает писем Кс.Кс. Неужели, девочка ее опять больна? Сделаешь это, Ричик? Скучно сегодня без твоих писем. Девочка милая, ты мне и с дороги пиши, каждый день пиши, чтоб я мог следить за твоим маршрутом, знать где ты, что с тобой. И не забудь, что надо толково и ясно условиться насчет апреля, а то будет так, как было в Звенигороде.
Тут еще маленький вопрос: как ты распорядилась насчет моих вещей: т.е. верхних рубашек и проч. Все это должно быть сделано в зависимости от того, где ты будешь 10-12 апреля. Но ты ведь у меня умная девочка, и сама поймешь, что и как надо сделать. Скорее бы завтра, завтра ведь будут от тебя письма — правда? — а то очень грустно бузе писем твоих. До завтра, Ричик мой! Скорее бы знать, как ты все порешила. Рик, помни: значит ты едешь не одна, а с Ел. Алек., только на этом основании я остался. Помни, если только не одна — ты не едешь, ждешь и даешь мне немедленно телеграмму и сюда в Эрзерум. Помни, родная, а то ты мне сделаешь очень больно. Целую глаза твои, любимая, родная. Твой А.».
Андрей Соболь (настоящее имя Юлий Михайлович (Израиль Моисеевич) Соболь; 1887-1926) — писатель, очеркист и драматург. После Февральской революции был комиссаром Временного правительства при 12-й армии. После Октябрьского переворота писатель Соболь отошел от политической деятельности. В 1922 был секретарем правления Всероссийского союза писателей (подпись Соболя, в числе прочего, стоит на членском билете Сергея Есенина).
С юношеских лет страдал от тяжелой депрессии, неоднократно пытался покончить с собой. 7 июня 1926 года застрелился в Москве, на Тверском бульваре, у памятника Пушкину. Вершиной художественной прозы Соболя считается повесть «Салон-вагон» (1922). Ее герой, комиссар Временного правительства, в прошлом революционер и каторжанин, видит, как долгожданная революция превращается в кровавый кошмар, но бессилен помешать этому. Соболь В 1925 году был признан читателями лучшим беллетристом.