[Литографии Робера Делоне, экз. № 14] Монтерлан, А., де. Утренняя смена / лит. Р. Делоне. [Montherlant, Henry de. La releve du matin. 10 lithographies de Robert Delaunay. На фр. яз.] Париж: SPES (collection L’Arbre), 1928. 309 с., 10 л. лит. 22,5×18 см. В издательской обложке. Небольшой надрыв в верхней части корешка.
Одна из редких обесцвечено симультанных «книг художника», оформленная литографиями основоположника орфизма и одной из ключевых фигур европейского авангарда — Робером Делоне. Издание вышло в 1928 году общим тиражом в 500 нумерованных экземпляров. Наш экземпляр № 14 — один из 50 экземпляров на голландской бумаге верже сорта «Hollande Van Gelder» с соответствующими филигранями.
Издание содержит 10 полностраничных литографий Робера Делоне. Все литографии проложены калькой-легендой. В представленных литографиях отчетливо узнаются характерные черты живописи и графики Робера Делоне: концентрические «звенящие» круги характерные для орфистского и симультанного периода, посткубистические пейзажи и виды Парижа, и даже Эйфелева башня, фрагмент которой появляется на одной из литографий, — излюбленный образ Делоне.
«Утренняя смена» — первая книга Анри де Монтерлана (1895-1972), написанная им в 20-летнем возрасте в разгар Первой Мировой войны. Вот что сам Монтерлан в своих «Дневниках 1930-1944» вспоминает о написании этой книги:
«Первую свою книгу «Утренняя смена», которую переиздают в эти дни, я начал писать во время войны в Военной школе, куда меня направили вольноопределяющимся после того, как я был зачислен в армию. У меня сохранилась маленькая фотография, на ней изображен солдат, который сидит на мусорном ящике возле школы, склонившись над пачкой бумаг, с ручкой в руке. Это автор «Утренней смены» за работой над своей книгой. (...)
Я написал прошение о переводе меня в пехоту, на фронт, но дело затягивалось. Вольноопределяющиеся Военной школы имели выбор: либо получить назначение в штаб, либо направиться в деревню, где не хватало мужчин для полевых работ. Предпочтя скорее уж быть подручным на ферме, чем штабным писарем, я был «откомандирован» на Марну, где (...) меня взяли погонщиком быков на одну из ферм. "Утреннюю смену«я продолжил, сторожа быков. (...)
Наконец мне удалось попасть в район боевых действий в пехотную часть. Итак, начатая на мусорном ящике, рукопись оказалась в «траншейной грязи», пройдя через скотный двор. В течение месяцев рукопись, а также подготовительные заметки занимали отдельную сумку в моем снаряжении. И могу засвидетельствовать, что бумага весит тяжело.
Мои увольнительные были потрачены на беготню по издателям. «Утреннюю смену» отклонили одиннадцать издателей. Все издатели Парижа... Вскоре «Утренняя смена» вышла в свет тиражом 700 экземпляров, за счет автора, это мне стоило 3 500 франков. Плюс квитанционная марка, тоже за мой счет«.
Робер Делоне (1885-1941) — французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма». Окончив в Бельвиле Школу театрально-декорационного искусства, Делоне в начале своего пути увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом (1904-1909 гг). В его ранних работах заметно влияние Сезанна и Гогена Бретонского периода. Следующим этапом стало увлечение кубизмом. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». В 1910 году Робер Делоне женился на россиянке Соне Терк, тоже начинающей художнице, успевшей продемонстрировать яркий талант и умелое владение кистью. В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке. Создал свое художественное направление — симультанизм (от латинского simul — вместе, одновременно). Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения. Картины в симультанистском стиле впервые были показаны публике в 1913 году на выставке Салона независимых.
Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне — создала костюмы. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным.
Работы Робера Делоне представлены во многих крупных музеях мира. В парижском Центре Помпиду Роберу и Соне Делоне отведен целый огромный зал.
Первая книга Монтерлана в оформлении литографий Робера Делоне — ключевой фигуры европейского авангарда XX века. Шедевр музейного уровня.