ЗавершёнАукцион № 267, Россия, которую мы потеряли... К ...Подробнее
    Аукцион №267
    3 октября 2020 года

    Россия, которую мы потеряли... К 100-летию Великого исхода

    Осенью 2020 года исполняется столетняя годовщина эпической крымской эвакуации «Русской Армии» Барона Врангеля.

Лот 19

лот 19 из 215
Каталог аукциона
[«Нечто вполне исключительное и совершенное по своему изяществу...»] Зеркало в наборной раме с Императорской яхты «Полярная звезда». Санкт- ...
Стартовая цена:
2 200 000 руб.
Цена:
2 600 000 руб.

[«Нечто вполне исключительное и совершенное по своему изяществу...»] Зеркало в наборной раме с Императорской яхты «Полярная звезда». Санкт- Петербург: Мастерская: «Свирский н К°. Художественная ме6ель. Мозаика. С.Петербург»; По проекту Н.В.Набокова, 1889 год. Материал, техника: клен, птичий глаз, атласное лерево; зеркальное стекло; наборное дерево, выжигание, тонировка. 93×67,5 см. В хорошем состоянии.

Происхождение: императорская яхта «Полярная звезда». Экспертиза, подписанная хранителем коллекции русской мебели Государственного Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Н.Ю.Гусевой (Удостоверение эксперта по культурным ценностям № 0130 от 24 февраля 2010 г.). Представляет коллекционную ценность музейного уровня.

Декоративное оформление рамы зеркала с первого взгляда выдает узнаваемый «почерк» мастерской Николая Федоровича Свирского, получившей широкое признание за свои изделия в технике «деревянной мозаики». Для ранних произведений Н.Ф. Свирского характерно, как отмечали в прессе тех лет, «нечто вполне исключительное и совершенное по своему изяществу; здесь нет блестящей, бросающейся в глаза роскоши, но есть роскошь художественная; краски совершенно отсутствуют, а цвета соответствуют природным цветам деревьев, из которых сделаны многочисленные мозаики». Этими словами один из восторженных журналистов, автор очерка о новой царской яхте «Полярная звезда», весьма точно и емко подчеркнул особенности ее внутреннего декоративного убранства. Кроме многочисленных новинок, которые были использованы при техническом оснащении яхты, оформление ее стен и мебели представлялись современникам верхом совершенства. На долгие годы яхта, спущенная на воду в мае 1890 г., стала «визитной карточкой» русского императорского дома, своеобразной рекламой его могущества, богатства, технического прогресса.

Больше всего каждого, кому довелось побывать на этом в высшей степени комфортабельном судне, поражала внутренняя отделка, сочетавшая по-европейски изысканный вкус с неподражаемым национальным акцентом. Русофильские настроения времени Александра III, подхваченные его соотечественниками, нашли отклик в творчестве талантливых архитекторов и художников, оформлявших ее. Самой нарядной была столовая, находившаяся в кормовой части верхней жилой палубы. «Эта столовая, — по словам современника, — бесспорно самая роскошная часть яхты; вдоль стены, по обеим сторонам расположено по семь окон; стены покрыты мозаичными щитами из птичьего глаза, карельской березы, бука, клена, и американского ореха; в простенках стоят шагреневые диваны цвета бордо, между диванами — мозаичные подъемные столики; пол покрыт синим бархатным ковром; в глубине столовой помешен громадный зеркальный буфет с мраморной доской и с дверцами художественной инкрустации,..». Здесь же стоял большой рояль фирмы Беккера. Наборная крышка этого рояля была «образец изящества рисунков архитектора Набокова и тонкости отделки мозаичной мастерской фирмы Свирскаго».

В технике маркетри украсили также мебель и стенные панели в комнатах Александра III, Марии Федоровны, наследника цесаревича (будущего Николая II), великого князя Георгия Александровича, великих княжен (sic!) Ольги и Ксении. Некоторые предметы обстановки из этих кают дошли до нашего времени: «Формы этой мебели нейтральны, почти бесстильны, но виртуозный декор, выполненный в технике маркетри, позволяет отметить преобладание орнаментальных мотивов, характерных для эпохи Возрождения. В нем явно доминирует гротеск — характерный орнамент, причудливо сочетавший сплетающиеся растительные побеги и завитки аканта с человеческими полуфигурами или фигурами животных, вырастающими из чашечки цветка».

Именно такой орнамент с ренессансными мотивами, с полуфигурами животных украшает раму рассматриваемого зеркала. Аналогичные элементы декора есть и на других предметах с яхты, что хорошо видно при их сравнительном анализе.

В отделке этих предметов повторяется одна образная тема: вырастающие из общего стебля и затем расходящиеся в разные стороны округлые растительные завитки. Внутри они заканчиваются звериным мотивом в форме головы с гребнем-султаном н оскаленной пастью, из которой «выпадает» стилизованный «язык в виде одной-двух-трех гибких линий, скрученных на конце. Любопытно, что этот мотив, чрезвычайно характерный для эпохи Ренессанса, имеет различную трактовку: то он более агрессивен, подобно „романовскому грифону“, то мягко объемен, напоминая рыбу-кит из народного эпоса.

„Орнаментальный декор“ в котором мастерски переплетаются растительные узоры, своими корнями восходит к рукописям XV-XVI веков, где между европейским и древнерусским искусством было немало схожих элементов. Все это позволяло Н. Набокову, автору рисунков для наборных композиций, находясь в русле европейской моды, сохранять и национальный колорит. Русофильский акцент заключался еще и в самом материале, который использовали мастера Н.Ф.Свирского: он старался отдавать предпочтение местным» отечественным породам древесины. Их неброская красота в полной мере искупалась ювелирной тщательностью исполнения, позволявшей добиваться тончайших тональных переходов и фактурной игры текстуры. Стыковка деталей практически неразличима, поэтому изделия кажутся живописными произведениями.

В декорировке рассматриваемой рамы Свирский пошел еще дальше: он совместил технику наборного дерева с искусным выжиганием по дереву. Набор в виде лаврового венка вокруг зеркала и звезды в круге (внизу) лаконично изящен, а тонкие линии его контуров идеально графичны; их практически не отличить от четких линий орнаментального рисунка по четырем углам рамы, нанесенного при помощи специального аппарата для выжигания. Этот аппарат, вошедший в употребление в 1870-е, получил широкое распространение в следующем десятилетии. Техникой выжигания овладевали главным образом женщины, работавшие в разных художественных мастерских. Сочетание набора с выжиганием создавало своего рода trompe-l’œil, то есть «обман глаз», игру«, в которой мастера словно соревновались друг с другом в искусстве имитации. Их высокий профессионализм проверен временем; несмотря на многие невзгоды, постигшие мебель с «Полярной звезды», рама дошла до нашего времени в относительно хорошем состоянии.

Вверху в медальоне выжжена царская корона, а внизу — звезда, исполненная в технике маркетри. Звезда — символ названия яхты, а корона — символ принадлежности к покоям ее венценосных владельцев. Учитывая, что на спинке кровати Ксении Александровны нал буквой «К» короны не было, можно предположить, что рассматриваемое зеркало в раме находилось в Будуаре или Спальне самой Марии Федоровны, жены Александра III.

Оба супруга были хорошо знакомы с творчеством Н.Ф.Свирского, по достоинству оценив его умение применять технику маркетри в новых образных формах. Николай Федорович, чья карьера развивалась стремительно, явно обладал, кроме большого профессионального, еще и деловым талантом. Родился он в Полтавской губернии, где числился дворянином Прилукского уезда. В декабре 1876 г., получив звание столярного подмастерья, он в поисках выгодных заработков отправился в Санкт-Петербург. В 1880 г, Свирский организовал небольшую мастерскую, в которой «при одной помощнице» начал изготавливать мелкие изделия, украшенные в технике наборного дерева «по собственному способу». В следующем году он сдал экзамен и получил звание «столярного мастера», что позволило открыть мебельное предприятие на Казанской ул.,21, а также иметь вывеску «Свирский н К°, Художественная мебель. Мозаика, С.Петербург».

Именно слово «Мозаика», введенное в название, послужило той приманкой, которая привлекла к молодому мастеру заказчиков. Вмешался и счастливый случай: в это время он познакомился с Н. В.Набоковым, хорошо известным в светских кругах станицы. Кроме преподавания в Ремесленном училище цесаревича Николая (1879-1885), находившегося под личным патронажем царской семьи, Набоков активно участвовал в пропаганде русского стиля, публикуясь в журнале «Мотивы русской архитектуры», а также редактируя специальные издания: «Эскизы архитектуры н художественной промышленности» и «Эскизы художественной промышленности». Для начинающего Николая Свирского знакомство с таким маститым архитектором-дизайнером, имевшим большие связи в разных сферах, стало залогом будущего успеха. Их сотружество продлилось более двадцати лет, вплоть до закрытия мебельной фабрики в 1906 г.

В 1882 году Свирский представил свои изделия на выставке в Москве, где получил бронзовую медаль, а в 1885 г, в Санкт-Петербурге, где был удостоен золотой медали «за отличное исполнение мебели в разных стилях и за замечательное усовершенствование деревянной мозаики в применении ее к мебельному производству». К этому времени среди его постоянных заказчиков были не только император с императрицей, но и другие члены царской семьи. А в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже за свои изделия в технике наборного дерева он получил высшую награду — золотую медаль. Здесь же впервые экспонировал свои предметы мебели с маркетри ставший затем знаменитым француз Эмиль Галле, тоже отмеченный золотой медалью.

Итак, декоративное убранство яхты «Полярная звезда», к которому относится и рассматриваемое зеркало в раме, было создано в период наивысшего расцвета мастерской Н.Ф.Свирского, После исполнения столь масштабного и престижного заказа он получил почетное звание «Поставщика Двора», разбогател и заметно расширил свое заведение, С начала 1890-х: годов мастерские и контора предприятия уже находились на Обводном канале, а магазин «Мебельной, паркетной и столярной фабрики» — на Большой Конюшенной ул., дом 1. На фабрике, достижения которой в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде были отмечены Золотой медалью, могли принимать заказы на полную меблировку дома, включая декоративные ткани. В 1894-95 гг. здесь, например, исполнили предметы обстановки для комнат Николая II в Зимнем дворце, интерьеров в Александровском и Царскосельском дворцах, дворцах братьев фон Дервизов на Английской набережной и т.д.

Ассортимент продукции предприятия Н.Ф.Свирского был практически безграничен, здесь изготавливали вещи в любых стилях, техниках и материалах. В 1902 г. Свирский помог, например, молодым художникам А.Бенуа и Л.Баксту, которые создали рисунки мебели для выставки «Современное искусство», включавшей экспозицию «Столовой» и «Будуара». Он воплотил их эскизные проекты, нуждавшиеся в доработке, в реальные предметы обстановки.

Однако после 1890-х годов на фабрике, получившей всероссийскую известность, практически перестали выпускать предметы, украшенные в технике маркетри. Время расцвета его деревянной мозаики, сделанной по особому способу, осталось в прошлом. Вероятно, такие дорогостоящие изделия оказались мало востребованными в городской обывательской среде, а в кругах высокопоставленных клиентов ушел их главный ценитель — Александр III.

Таким образом, зеркало в деревянной наборной раме, исполненное для яхты «Полярная звезда» в 1889 г. по проекту Н.В. Набокова в мастерской Н.Ф.Свирского, являясь немым свидетелем жизни императорской семьи, несомненно, представляет большую художественную, историко-культурную и мемориальную ценность. Оно станет достойным украшением любой музейной или частной коллекции.

Аукцион №267
3 октября 2020 года
Аукцион завершён

Россия, которую мы потеряли... К 100-летию Великого исхода


Осенью 2020 года исполняется столетняя годовщина эпической крымской эвакуации «Русской Армии» Барона Врангеля.

Вместе с Главнокомандующим и его «Белым Воинством» родную землю покинуло более 200 тысяч граждан России всех сословий российской державы, начиная от простых крестьян и рабочих, солдат, заканчивая представителями высшей знати, духовенства и членов Царственного Дома Романовых.

Эти люди увозили в своих душах ту Россию, которую они знали и любили, за которую сражались с врагами, а теперь теряли навсегда. На отплывающие корабли они брали с собой свои самые дорогие реликвии, причем порой речь шла не только о фамильных драгоценностях, но и о семейных архивах, портретах предков и родственников, а иногда даже и о частичках родной Русской земли.

Прошло 100 лет и все эти люди отошли в Вечность.

Но остались вещественные материальные свидетельства их земного Бытия, разбросанные по всему миру свидетельства того воистину всероссийского исхода.

Промыслительным образом многие подобные предметы пережив своих владельцев и саму эпоху «Русского рассеяния» в наше время возвращаются обратно в Россию.

Аукционный Дом «Литфонд» 3 октября 2020 года с радостью представляет вам собрание уникальных артефактов, сохраненных в русском зарубежье и вернувшихся обратно «домой», порой самым неожиданным путем. Среди них настоящие реликвии русского исхода 1920 года и всего последующего периода жизни русской военной и гражданской эмиграции в Европе и Америке.

Хотелось бы обратить внимание на такие раритеты, как:

  1. «Севастопольский автограф» барона Врангеля 1920 года.
  2. Письмо бывшего главнокомандующего ВСЮР Генерала Антона Ивановича Деникина о «похабном Брестском мире» адресованное видному военному историку, генералу от инфантерии, Николаю Алексеевичу Епанчину.
  3. Кирасирская каска с монограммой Великого Князя Николая Михайловича Романова убитого большевиками в 1919 году в Петрограде.
  4. «Траурное» пасхальное яйцо — подарок детей Великого Князя Павла Александровича (убитого вместе с В.К. Николаем Михайловичем) своей мачехе — княгине Ольге Валерьяновне Палей.
  5. Альбом фотографий кабинетного формата (более 40 снимков) принадлежавший фрейлине императрицы Марии Федоровны — знаменитой «светской львице» Графине Елене Константиновне Толль (в замужестве Нарышкиной), перед женскими чарами которой не устоял сам князь Франц Лихтенштейн (будущий монарх Княжества), близкие отношения которого к Елене Толль обсуждал весь Петербург. В альбоме представлены ранее неизвестные фотографии молодой княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой, ее матери Татьяны Рибопьер и бабки — Княгини Зинаиды Юсуповой («Графини Шово»), а также целый ряд снимков семьи графов Строгановых, Нарышкиных, Князей Голицыных периода правления императоров Александра Второго и Александра Третьего. Данный лот следует признать уникальным артефактом музейного уровня.

Советуем обратить ваше внимание на ряд уникальных полных комплектов парадной униформы высших чинов российской императорской армии флота, сохраненных в эмиграции и вернувшихся в Россию:

  1. Парадный мундир генерал-лейтенанта, служившего в свите двух императоров.
  2. Мундир камергера высочайшего двора.
  3. Шефский мундир третьего драгунского Новороссийского полка, принадлежавший Великой Княгине Елене Владимировне Романовой, принцессе Греческой и русский генеральский кивер ее мужа принца Николая Греческого.

На предстоящих торгах будет представлен целый корпус лотов из личных архивов таких известных фамилий императорской России как Епанчины, Маннергеймы, Тучковы, Фальц-Фейны, Юсуповы, их переписка с коронованными особами Европы: Испании, Лихтенштейна и княжества Монако.

Коллекция предстоящих торгов включает в себя 217 редчайших и уникальных предметов, охватывающих период с конца «бель эпох» до начала 80-х годов XX века. Общая оценочная стоимость представленных лотов оценивается экспертами в сумму около 60 000 000 рублей.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Топ-лоты аукциона

Лот 28

Камергера Двора Его Величества

  • Двууголка камергера Двора Его Величества, образца 1855 г. [Б.м., конец XIX — нач. XX]. Богато украшена золотым шитьем и галунами, черным страусовым пером, ...
Лот 31

Парадный мундир для камергера

  • Парадный мундир камергера двора Его Императорского Величества, образца 1855 г. [Б.м., конец XIX — нач. XX]. Украшенные особым дворцовым шитьем черного сукна ...
Лот 147

За великий Сибирский поход

  • [Из собрания полковника Белой армии Алексея Александровича Головина] Знак за великий Сибирский поход. [Франция, 1920-е гг.]. 4,6×2,9 см. Частная работа. ...
Лот 76

Прогулка на яхте «Штандарт»

  • Фотоальбом «Прогулка Императорской семьи [дома Романовых] летом 1907 года на яхте „Штандарт“» / фот. командир яхты адмирал Кроун. [Б.м.], 1907. 7 л. фот. ...

    Review

    Rating