[Сюнга; строго 18+] Свиток с эротическими рисунками. [Позы любви] / Школа Утагава. Япония, последняя треть XIX — начало XX века. Шелк, рисовая бумага, хлопковая бумага, краска, кость. 12 рисунков. 24,5×386 см. Рисунки выполнены на тонком шелке и дублированы на рисовую бумагу; концы свитка из хлопковой бумаги, наклеенной на узорчатый шелковый атлас, палочка для наматывания свитка выполнена из кости; свиток скрепляется длинным шелковым шнурком с костяным наконечником. Небольшой надрыв шелка на одной из картин, утрата небольшого фрагмента костяного наконечника. Очень хорошая сохранность.
Европейские продавцы относят этот альбом к Школе Утагава и датируют концом эпохи Эдо (1603-1868) или периодом Мэйдзи (1868-1912).
Сюнга — японское эротическое искусство, порой граничащее с порнографией. Дословно слово «сюнга» означает «изображение весны». «Весна» в японском языке — это распространенный эвфемизм для обозначения секса. Своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо. Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года сюнга была запрещена, но не исчезла, а ушла в подполье. Среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга, считая, что она обезопасит их от смерти. Торговцы держали сюнга на своих складах, веря, что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Но скорее всего, хранение сюнга носило исключительно чувственный, эротический характер. Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения.
Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель, который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».