Иссахар-Бер Рыбак. «Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания» [Альбом литографий]. Берлин: Verlag Schwellen, 1923. 31 л. ил. 50 × 34 см. Издательский составной переплет: коленкоровый корешок, бархатные крышки. Потертости переплета, небольшой надрыв корешка в нижней части, блок немного расшатан. На форзаце дарственная: «Дорогому Альберту Мироновичу на добрую память. 5.II.1925 [подпись]». На форзаце дарственная, дат. 1925 г.
Иссахар-Бер Рыбак (1897–1935) — украинский, российский и французский художник. Родился в Елизаветграде, в 1911–1916 годах учился в Киевском художественном училище и студии А. Мурашко, откуда вышли знаменитые живописцы и скульпторы: Ниссон Шифрин, Барух Аронсон, Александр Тышлер, Соломон Никритин, Марк Эпштейн, Барух Гольдфайн. Учителями Рыбака также были кубофутуристы А.А. Экстер и А.К. Богомазов. В 1917–1919 годах преподавал в Еврейской культурной лиге в Киеве. В 1921 году выехал в Берлин, где вошел в объединение левых художников, так называемую ноябрьскую группу, участвовал в ее выставках, а также в выставках берлинского Сецессиона. В 1925 году вернулся в Москву, где создавал театрально-декорационные работы. В 1926 году эмигрировал во Францию. В 1930 и 1932 годах выставки его работ прошли в Голландии и Бельгии. Главное место в творчестве Рыбака занимает еврейская тема, чем он близок к М. Шагалу, но его искусство больше связано с житейской обыденностью, конкретной повседневностью. Работы художника представлены в Музее искусства в Тель-Авиве, Национальном музее в Севре, Музее Виктории и Альберта, Британском музее в Лондоне и других.
Рисунки, помещенные в альбоме, датированы 1917 г. Альбом по праву считается выдающимся произведением Рыбака. «Штетл», как и другой альбом Рыбака («Евреи на полях Украины»), разными путями попадал в СССР. Известно, что несколько экземпляров было предназначено для выигрышей в лотерею ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся). В годы борьбы с космополитизмом значительное количество альбомов Рыбака как в Европе, так и в СССР, было уничтожено. Экземпляры с сохранившимся издательским «бархатным» переплетом встречаются крайне редко! Один из листов, помещенных в альбоме опубликован в издании: Гиллель (Григорий) Казовский. Художники Культур-Лиги. М., 2003. С. 245.
Редкое малотиражное издание. Альбом обладает коллекционной ценностью музейного уровня.