Аукцион завершён
«У России есть только два союзника: ее армия и флот...»: редкие книги по военной истории, документы, меморабилии, автографы, плакаты, открытки, фалеристика, нумизматика, военные костюмы, наградное антикварное оружие и
15 декабря Аукционный дом «Литфонд» проведет торги для коллекционеров военно-исторических предметов под названием «У России есть только два союзника: ее армия и флот...»: редкие книги по военной истории, документы, меморабилии, автографы, плакаты, открытки, фалеристика, нумизматика, военные костюмы, наградное антикварное оружие и пр.
Среди уникальных предметов, попавших в коллекцию торгов, можно выделить шедевр из эпохи царя Алексея Михайловича — кованый защитный шлем тяжелой кавалерии второй половины XVII века. Подобные шлемы получили распространение после Смуты на Руси. Их носило ополчение Минина и Пожарского и русская армия при первых Романовых. Не уступает ему по редкости и шлем в индо-персидском стиле (кулах-худ) образца XVIII века. Подобные шлемы использовались в русской и регулярной коннице. Из екатерининской военной эпохи дошел до нас и этот атрибут парадной строевой формы, хранящий память русско-шведской войны — офицерский пехотный эспонтон второй половины XVIII века.
Эспонтоны являлись принадлежностью полной парадной строевой формы обер-офицеров гренадерских и мушкетерских полков, гарнизонных полков и батальонов, гвардейских пехотных полков и кадетских корпусов. С 1808 года все эспонтоны были сняты с вооружения русской армии.
В начале XIX века читатели «Военных ведомостей» и «Русского инвалида» узнали о талантливом физике и механике Антуане Роспини, создававшим уникальные предметы для Царскосельского Лицея. Один из таких, чудом сохранившихся, предметов можно найти в каталоге — это барометр подвесной жидкостный, исполненный в барочном стиле в Санкт-Петербургской мастерской инженера Антуана Роспини. Интересно отметить, что похожий экземпляр имеется в коллекции Государственного Исторического музея, однако он не украшен столь богатыми декоративными элементами и не имеет подписи мастера.
Продолжая тему русского военного обмундирования, отметим явного «свидетеля» наполеоновских войн — русскую кирасу тяжелой кавалерии образца 1806 года, одну из около двухсот единиц лично подаренных императором Александром I своему союзнику Прусскому Королю Фридриху Вильгельму Третьему для экипировки собственных кирасирских полков, в знак дружбы и памяти о совместной борьбе с общим врагом.
Отдельная интересная тема императорских подарков представлена несколькими предметами, такими как подносные золотые карманные часы 1840-х годов фирмы Moser из Кабинета Е.И.В. с эмалевым портретом Императора Николая I в генеральском мундире черного цвета с голубой Андреевской лентой и наградами в футляре зеленого велюра и зеленого сатина. Подобные часы, подаренные фельдмаршалу князю Барятинскому, хранятся в собрании Московского Кремля. Продолжая тему императорских подарков перенесемся в эпоху императора Александра III — повседневный серебряный портсигар императора был подарен в Болгарии генерал-майору Михаилу Павловичу Тучкову, участнику Крымской войны и подавления польского восстания, начальнику императорского обоза. К слову один из портсигаров императора Александра III был продан на аукционе Sotheby`s в 2014 году за 165 000 долларов.
Из собрания сына императора Николая I Великого князя Николая Николаевича происходит «Батальная сцена» художника Федора Ильича Байкова, датированная 1845 годом и хранящая записи о великокняжеском происхождении: «Его Высочества Николая Николаевича / 1845 года». Продолжая тему «высокой» русской живописи, на торгах представлена великолепно исполненная копия середины XIX века портрета императрицы Екатерины II, ставшего яблоком раздора между императрицей и живописцем Александром Рослиным. Получивши эту его работу, императрица была глубоко разочарована картиной и утверждала в письме к барону Гримму: «Он изобразил меня шведской кухаркой и сделал на 20 лет старше». Всё же художнику выплатили обещанную сумму и навсегда с ним распрощались. К когорте придворных императорских живописцев был отнесен Ипполит Антонович Монигетти — каталог торгов украшает его работа 1868 года «В Дворцовой галерее».
Не менее интересна и судьба редчайшего бронзового письменного прибора из семи предметов, созданного на фабрике художественной бронзы Ф.Ю. Шопена по модели знаменитого Лансере в 1875-1880 годах — на письменный стол и в коллекцию Председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Михайловича Шверника он попал из особняка Ивана Антоновича Аренса, действительного статского советника, члена Московской конторы Госбанка.
Предаукционный показ проходит с 8 по 15 декабря (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 15 декабря в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.