[Дега в публичном доме и на балете: 40 скандальных монотипий] Дега, Э. Монотипии. [На фр. яз.] Париж: Quatre Chemins — Editart, 1948. 14 с., 1 л. фронт., 40 л. ил. 32×24 см. В издательской обложке и в суперобложке. Продольная разрыв корешка, в связи с чем передняя часть обложки, первый пустой лист и фронтиспис отходят от блока. Блок чистый, в отличной сохранности. Общий тираж издания составил 1000 нумерованных экземпляров, 500 из которых были зарезервированы за «Shoman art company, New-York» и не поступили в продажу. Наш экземпляр № 956 на веленевой бумаге сорта «Marais» с соответствующими филигранями. В полностью комплектном варианте издание встречается крайне редко, чаще на антикварно-букинистическом рынке встречаются отдельные оттиски. Книга (или же отдельные листы из нее) неоднократно экспонировалась во многих крупнейших музеях мира.
Редкое полностью комплектное издание, содержащее 40 полностраничных монотипии Эдгара Дега: 10 цветных и 30, выполненных в два тона. Дега использовал в этих работах технику монотипии, особенность которой состоит в том, что изображение наносится художником типографской или масляной краской на металлическую пластину, с которой делается отпечаток на увлажненную бумагу. В этой технике можно получить только один качественный оттиск. Мягкость тональных переходов, размытость линий напоминают акварель. Отдельные листы Дега подкрашивал акварелью (элементы ручной подкраски есть и в цветных монотипиях представленного издания).
Серия монотипий была выполнена Дега в 1876-1885 годов и представляла из себя зарисовки быта ночных увеселительных заведений Парижа. Дега не проявил никакого снисхождения к жрицам любви, изображая этот мир жестоко, правдиво, без тени романтики, как отстраненный наблюдатель. Художник создавал эти композиции для себя и для узкого круга своих друзей: при его жизни они никогда публично не показывались. Известно, что после смерти Дега, часть работ такого рода уничтожил брат художника, Рене Дега, беспокоившийся о семейной репутации. Об этом эпизоде пишет, в частности, Амбуарз Воллар в книге «Воспоминания торговца картинами» — именно Воллар первым решился на публикацию части этих «запрещенных» работ, правда, воспроизведя их уже в технике офорта:
«...У Дега есть малоизвестная, но весьма существенная для его творчества серия работ: сценки из жизни «закрытых заведений». По этому поводу Ренуар говорил мне: «Когда касаешься подобных сюжетов, часто выходит порнография, но всегда исполненная безысходной тоски. Надо было быть Дега, чтобы придать „именинам хозяйки“ праздничный вид и одновременно величие египетского барельефа.
Все эти „дежурные блюда“, как называл их сам Дега, он выполнил жирными чернилами на медной пластине. Поскольку она не протравливалась, художник, положив пластину под пресс, получал только один хороший оттиск. Дега работал над этими монотипиями, иногда оттеняя их пастелью, как правило, после обеда, обосновавшись у типографа Каддара.
Когда готовилась распродажа мастерской Дега, его брат из чувства уважения к памяти художника уничтожил около семидесяти маленьких шедевров подобного рода, которые могли бы показать, и с таким блеском, сколь многим был обязан своему старому учителю Тулуз-Лотрек. Что касается сценок из жизни „закрытых заведений“, избежавших печальной участи, то мне удалось добиться того, чтобы обладатели этих работ извлекли их из папок, где они ревностно хранились...» (Амбруаз Воллар. Воспоминания торговца картинами. Москва: издательский дом Мещерякова, 2008. С. 272-273).
Издание представляет художественную и музейную ценность.
На западных торговых площадка средняя стоимость издания варьируется от 1000 до 3000 евро.