[Книга художника в единственном экземпляре] 8 стихотворений А. Блока / худ. А.Н.П. [Александра Николаевна Прегель]. 1945. 16 л. 20×13,8 см. В оформленной от руки обложке. Текст выполнен тушью, рисунки — карандашом и акварелью. Записаны и проиллюстрированы следующие стихотворения: «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Я был весь в пестрых лоскутьях...», «Все это было, было, было...», «Дым от костра струею сизой...», «Мы ли — пляшущие тени?», «Под шум и звон однообразный...», «Встречной». После текста на обложке: «Нарисовано для Б.» (т.е. для мужа — Бориса Прегеля — прим.).
Александра Николаевна родилась в семье доктора философии Марии Самойловны Тумаркиной (1882-1976) и видного члена партии эсеров, будущего министра внутренних дел Временного правительства Николая Дмитриевича Авксентьева (1878-1943). Брак родителей быстро распался, и Мария Самойловна стала женой известного литератора Михаила Осиповича Цетлина (1882-1945). Личностное становление юной Шурочки, как ее нежно называли в семье, происходило в удивительном окружении: в «салоне Цетлиных» как в Москве, так в последующем в Париже и Нью-Йорке, собирались поэты от Вячеслава Иванова до Маяковского, здесь можно было встретить Милюкова и Керенского, Бунина, Бальмонта, Алданова, Шмелева, Блока, Ходасевича и многих других.
После Октябрьских событий 1917 г. Цетлины покинули Россию и обосновались в Париже. Именно здесь девочка начинает постигать секреты художественного мастерства под руководством выдающихся наставников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
Здесь же, в столице Франции, семнадцатилетняя Александра приобщается к искусству Александра Яковлева и Василия Шухаева — в 1924 г. она занимается в созданной ими Художественной студии. Параллельно учится в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже, которую оканчивает в
1929 году. Александра Николаевна активно и успешно работает, и ее картины вскоре становятся неотъемлемой частью многочисленных выставок.
«Салон Цетлиных» продолжал свою жизнь в Париже, превращаясь в один из культурных центров французской столицы. На творческом вечере поэта Софии Прегель состоялась знакомство Александры с ее будущим мужем Борисом Юльевичем Прегелем (1893-1976) — ученым—физиком, меценатом и коллекционером..
Убежденные противники нацизма с началом Второй мировой войны Борис Прегель и его супруга становятся одними из создателей Антифашистского комитета, и их имена, еще до вступления нацистов в Париж, фигурируют в списках гестапо. Прегели вынуждено покидают страну. Это событие разделяет творческую жизнь художницы на «до» и «после», ибо судьба трехсот ее картин, оставленных в парижской квартире, по сей день неизвестна. В США, где обосновались Прегели, она начинает свою творческую жизнь в буквальном смысле с чистого листа. Начиная с 1943 г. и до конца жизни принимала деятельное участие в престижных выставках в США, в 1944 г. вступила в Американскую национальную ассоциацию женщин-художников, иллюстрировала издания российской эмиграции.
Стараясь поддержать любимого мужа, на протяжении нескольких лет художница будет преподносить ко дню рождения Бориса Юльевича созданные ею маленькие шедевры — рукотворные книги, на страницах которых нашли отражение гениально проиллюстрированные Александрой Николаевной сказки Пушкина, библейские сюжеты, избранные стихи любимого поэта Блока.
Лот обладает коллекционной ценностью музейного уровня.
Провенанс: из собрания семьи Прегель (США).