ЗавершёнАукцион № 309, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №309
    24 марта 2021 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

    24 марта Аукционный дом Литфонд проведет очередные книжные торги, на которых представлено 300 лотов уникальных и редких русских книг, рукописей, автографов, фотографий и плакатов на общую сумму около 30 000 000 рублей. Среди множества литературных жемчужин обращает на себя внимание подборка книг и рукописей двух величайших поэтов Золотого и Серебряного веков русской литературы — Александра Пушкина и Сергея Есенина.

Лот 167

Топ-лот
лот 167
Каталог аукциона
[Как Демьян Бедный «гавна наелся»] Бурлящее негодованием обширное письмо Демьяна Бедного, адресованное в цех-ячейку газеты «Вятская правда» о том, как тяжела бывает корона «революционного художника». Москва, Кремль, 20 января 1930 г.
Стартовая цена:
50 000 руб. €502 $535
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 20 апреля
  • Евро99.58 руб.
  • Доллар США93.44 руб.
Финальная ставка:
50 000 руб. €502 $535
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 20 апреля
  • Евро99.58 руб.
  • Доллар США93.44 руб.
просмотров: 1 209
База знаний Литфонда
Рукописное письмо 210
Год: 1930 458
Город: Москва 9899

Как Демьян Бедный «гавна наелся»

Бурлящее негодованием обширное письмо Демьяна Бедного, адресованное в цех-ячейку газеты «Вятская правда» о том, как тяжела бывает корона «революционного художника». Москва, Кремль, 20 января 1930 г. 3 с. 30×23 см. Листы разорваны по сгибам. Две собственноручные подписи поэта: под письмом и под постскриптумом. Письмо Демьяна настолько всесторонне отражает его как личность, что достойно быть приведенным нами целиком:

Дорогое товарищи! Вы не можете представить, каким целительным лекарством для меня было ваше письмо от 15 января, из которого я узнал, что большинство вашей ячейки, то есть, все вы, названные выше, нашли в себе достаточно мужества, чтобы протестовать против того отношения, какое было проявлено ко мне в Вятке партверхушкой.

До получения вашего товарищеского письма я — по возвращении из Вятки — чувствовал себя так, как будто я — по грубому, но меткому народному выражению — «гавна наелся». Все время меня тошнило. Бывает такая моральная тошнота. Из-за этой тошноты я не мог сесть за письменный стол, чтобы изложить свои вятские впечатления. Равным образом не мог и взяться за другие темы. Впервые в этом году я в ленинский день не почту памяти Ильича своими стихами, так как я «не оплевался» после Вятки: во рту все время горечь.

Случай в самом деле небывалый в моей практике. Человек простой и не чваный, получив из Вятки настоятельную просьбу приехать, я бросаю все и еду за 900 верст. Приезжаю в Вятку и сразу вижу, что к вызову окружком не имеет никакого отношения. В дальнейшем определяется «отношение», но очень странное. Так, в клубе, где я выступаю, я не вижу ни единого приветливого окружкомовского лица. Но товарищеский писательский ужин окружкомцы, специально приглашенные, не приходят тоже (Пугачевский и Фишер), а предпочитают прогулку в кино. На следующий день та же история. Я не знал, что и думать. Заметьте, что такие случаи бывали у меня, когда я — в Одессу, например, приезжаю по вызову не окружкома, а Перекопской дивизии. Я еду прямо в дивизию, выступаю там. Я не могу вернуться обратно в Москву, не заявившись в окружком. А сделавши только то дело, ради которого приехал. Никаких тут формальных нарушений нет. Но никогда не бывало, чтобы местный агитпроп немедленно не попытался использовать меня до отказа: побыл в дивизии? Хорошо! Теперь походи денек-два в партийной упряжке! — И я ходил, как тому и быть полагается. Все это просто и ясно. У партруководства нет формализма, у меня нет чванства, идем друг другу навстречу. Иначе не должно быть. Тут же я делаю к вятскому окружкому 900 верст, а он 900 вершков не хочет сделать, простой записочкой не отзовется, не спросит, в какой мере меня можно взнуздать, куда послать и т.д. Начальство просто идет в кино парижские картиночки смотреть. Вы думаете, я этого не знал? Я еще кое-что знал. Уклонение от участия в нашем товарищеском ужине показывает отношение вообще к «писателишкам».

Не наше, дескать, дело! Вы там цацкайтесь со своим Демьяном, а нам на вас всех, и на Демьяна вашего в частности, в высокой степени наплевать: мы пойдем в кино! Подобное отношение к писателям показывает прежде всего убогий уровень культурности тех, кто обнаруживает такое наплевательство. Салтыков-Щедрин завещал наипаче уважать звание писателя. Но ведь старорежимные вятские высокородия и превосходительства были на сей счет другого мнения, совпадающего, как это видно, с мнением нынешних вятских высо-ком-благородий, не постеснявшихся сказать: «Мало ли к нам пролетарских писателей ездит? Что особенного в приезде Демьяна Бедного?» — Тут дело, говорю я, касается культурного уровня. Ведь я менее всего расположен чернить хороших работников. Наоборот. Я, как революционный художник, стараюсь найти лучшие черты, скажем, в вятском партийном лице. А это лицо отворачивается! Что я должен подумать?

Думать теперь нечего. Лицо себя показало заявлением в ЦК, где на шести страницах наворочено нечто такое, с чьим ароматом не могут сравниться все запахи вятского кожевенного завода. Жуть берет, что неряшливая вещь подписана не одним безоглядным человеком, а бюро окружкома и президиумом О.К.К. Опровергать невозможно. Надо просто отвернуться от этой жижи, что я и сделал. В дальнейшем люди сами себя покажут, чего они хотят. Вы хорошо знаете, как велась за мною в Вятке слежка, как перетолковывались мои слова. Но в заявлении в ЦК не только все извращено, но даже написано о том, чего вовсе не было. Например, тов. Гусак пригласила меня в библиотеку имени Герцена. Я запоздал с посещением библиотеки, так как у меня было выступление в ГПУ и на раб-факе. Окружком пишет, что я неожиданно приехал в библиотеку. Далее: я молча прошел через читальный зал, чтобы никому не мешать, а затем мирно беседовал полчаса с заведующей в ее кабинете. Кроме нее, решительно ни одного вятского лица с нами не было. Окружком пишет, что я «в присутствии публики заявил, что в Вятке и т.д.». И такого все окружкомовское сочинение. Что я должен думать о людях, способных, с целью выгородить себя, писать такие небылицы в лицах? Теперь пускай они мне, какие угодно сводки пишут о своих достижениях, разве я им поверю? Я вижу, как после моего визита в Вятку нервничает теперь «Вятская правда», каким высоким голосом она поет, из сил надрывается. Но разве я ребенок и не понимаю, что это значит? Есть, стало быть, кое-какая польза от того, что я поворчал в Вятке. Встряхнулись люди. Посмотрим, надолго ли это зарядки хватит.

Вятка сама по себе не так уж, конечно, безнадежно плоха. Моя формулировка — «пустое место на пустом месте» — была односторонним отражением не объективной действительности, а моего субъективного, настороженно-раздраженного настроения. Побывавши на нескольких собраниях, особливо на собраниях крепкокостной рабочей румяной приветливой вятской молодежи, я еще в самой Вятке будучи, до отъезда, ясно различал в Вятке больное и здоровое, и потому —то я не настаивал на моей первоначальной резкой формулировке; нельзя было бить по здоровому, осердясь на больное. Но мириться с больным я не собирался, как это заявляют окружкомцы. Больное я отмечал не в одной Вятке. Но только в Вятке за него так крепко стали.

И только вятским заправилам могло притти в голову, что найдутся люди, которые, зная меня 20 лет, скажут, что тот дурак, чваный и грубый, который изображен в вятском окружкомском заявлении, есть подлинный Демьян Бедный: вятские мудрецы его, наконец, разоблачили! Не смешно ли это? И не грустно ли?

Ваше неожиданное письмо, дорогие товарищи, сослужило хорошую службу. Оно вернуло мне снова чувство бодрости и уверенности в том, что я правильно прощупываю людей и нахожу сочувственный отклик в той простой, товарищеской среде, добрым мнением и симпатиям которой я наиболее всего дорожу.

Еще раз вас за ваш отклик сердечно благодарю! С горячим тов. приветом, Демьян Бедный.

P.S. Вы, надо полагать, уже знаете то, о чем я только сейчас узнал, а именно, что любителей кинематографических сеансов уже вызывали в Нижний Новгород в областком. Пришлось, стало быть, проехаться и услышать не совсем для себя приятные вещи. Иначе и быть, конечно, не могло. Я же решил ударить челом областкому, ставшему на мою защиту, и неожиданно препожаловать в Нижний послезавтра для выступления на собрании в память «9 января». Просто как! Потому что Нижний — не Вятка, и в Нижнем — подлинные товарищи. А не кинематогр[а]фщики. Привет!

Аукцион №309
24 марта 2021 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

24 марта Аукционный дом Литфонд проведет очередные книжные торги, на которых представлено 300 лотов уникальных и редких русских книг, рукописей, автографов, фотографий и плакатов на общую сумму около 30 000 000 рублей. Среди множества литературных жемчужин обращает на себя внимание подборка книг и рукописей двух величайших поэтов Золотого и Серебряного веков русской литературы — Александра Пушкина и Сергея Есенина.

Среди безусловных редкостей на торгах можно отметить первое издание дебютной книги Пушкина «Руслан и Людмила», вышедшее из печати в 1820 году, когда поэт был в ссылке на юге России; свою поэму он увидел напечатанной лишь в марте следующего 1821 года. Чрезвычайно редко встречается и второе издание «Руслана и Людмилы» 1828 года. В этом издании впервые появился знаменитый «Пролог» — «У лукоморья дуб зеленый...».

На аукционе представлены также оба издания «Братьев разбойников» Пушкина (1827). Интересна история появления первого, а затем и второго издания этой книги. Издание книги было поручено Пушкиным другу С.А. Соболевскому, который по напечатании тиража продал его «на корню» известному книгопродавцу А. Ширяеву. Сумма в 105 копеек, означенная на задней части обложки не устроила Ширяева, и он произвольно повысил цену до 2 рублей за экземпляр. Узнав об этом Соболевский решил напечатать второе издание, причем объявил цену, так сказать «в пику» Ширяеву, всего 42 копейки за экземпляр. Это не смутило предприимчивого книгопродавца, и в ответ он немедленно дал объявление в «Московских ведомостях» следующего содержания: «Братья разбойники, А. Пушкина. М., 1827, в тип. Семена; 2 рубля, по отпечатании ж 2-го издания продаваться будет по 21 копейке».

Оставив позади множество редкостей Золотого века, представим несколько уникальных автографов века Серебряного, принадлежавших руке другого русского поэта Сергея Есенина. На торгах будет представлено несколько рукописных раритетов музейного уровня, среди которых собственноручная записка Есенина, адресованная Анне Сардановской, первой любви поэта. Это последнее известное на сегодня письмо, написанное и отправленное Есениным А.А. Сардановской. Также чрезвычайно интересен беловой автограф стихотворения «Теперь октябрь не тот...» 1924 года. Исследователь творчества Есенина Н.Г. Юсов в комментариях к стихотворению отмечает, что известен только один беловой его автограф — на двух листах, причем листы разрозненны и оба находятся в различных частных коллекциях.

И совершенно уникален сохранившийся в частных руках список самого знаменитого произведения С.А. Есенина «Черный человек», сделанный Софьей Толстой-Есениной не ранее ноября 1925 года. Известно шесть списков поэмы, выполненных С.А. Толстой-Есениной. Представленный на аукционе список предназначался для «Бакинского рабочего».

Предаукционный показ проходит с 12 по 24 марта с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 24 марта в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 179

Купаться, кататься?

  • Шварц, Е. Купаться кататься / худ. В. Ермолаева. 2-е изд. М.: ОГИЗ — Молодая гвардия, 1931. [12] с.: ил. 19,5×14,5 см. В издательской иллюстрированной ...
Лот 55

Как желудок вел свой дневник…

  • [Уайтинг, С.] Записки желудка, писанные им самим на пользу и поучение всем, кто ест, пьет и читает. СПб.: Издание Ф. Павленкова; Тип. И.Г. Салова, 1891. VIII, 9-124, [4] c. ...
Лот 56

В чем задачи русского народа?

  • Достоевский, Ф.М. «Задачи русского народа». Составлено по «Дневнику писателя» Л.П. Никифоровым. Издание составителя. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная ...
Лот 38

Иван Тургенев о соловьях

  • [Первое издание] Аксаков, С.Т., Тургенев, И.С. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. С прибавлением статьи «О соловьях» И.С. Тургенева. М.: ...

    Ближайшие аукционы