Собственноручное письмо философа, публициста, критика Никиты Гилярова-Платонова, адресованное писателю, критику Константину Леонтьеву. Дат. Москва, 27 марта 1886 г. 2 с. 21×13,5 см. На бланке редакции газеты «Современные известия».
«Многоуважаемый Константин Николаевич,
У меня есть федосеевец, бывший наставник и страдалец за свою веру. Размышление, чтение и наблюдение совершили в нем перелом: он отвращается того глубокого разврата, которым прикрывается фарисей(...) Преображенского кладбища. Но он на распутии, колеблется. Что делать? Спрашивает он себя. По строгой жизни, по глубокой искренности своего благочестия, он должен быть иноком: так мне сдается. Но что окончательно его преклонит? Был он в скиту [нрзбр] посмотрел, по душе ему: но все не то, чего жаждет душа. Думаю: послать его в Оптину.
Вы знаете Оптину пустынь, строго ли там житие? Строга ли служба? В какое время года направить его? И нет ли там старцев, к которым бы специально его направить, дабы совершилось то, к чему уже есть зачатки, — чтобы [нрзбр] вступил в церковь.
Будьте добры, дайте совет, чтобы окончательно победить сердце, нужно дать понятие, что и в православной церкви есть строгость благочестия. Согласны Вы, что Оптина пустынь способна совершить такую победу? Примите уверение в искренном уважении. [Подпись]».
Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887) — публицист-славянофил, общественный деятель, богослов и философ, статский советник, гласный Московской городской думы. В 1867-1887 гг. издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия», где печатались смелые и правдивые, часто неугодные властям статьи, вследствие чего газета неоднократно подвергалась цензурным предостережениям и взысканиям.
Адресат письма Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) — дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления; философ, писатель, публицист, литературный критик, социолог. В ноябре 1880 года поступил на службу в Московский цензурный комитет в должности цензора прослужил шесть лет. Осенью 1887 года переехал в Оптину пустынь, где снял у монастыря в аренду двухэтажный дом, — у самой монастырской стены, там же в 1891 году принял монашеский постриг.
Федосеевцы — беспоповское направление в русском старообрядчестве. Их центром с 1771 года становится Преображенская старообрядческая община в Москве. На Преображенском кладбище, которое упоминается в письме, и поныне стоит Церковь Воздвижения Креста Господня — старообрядческая церковь Федосеевского старопоморского согласия.