Первые издания русского футуризма
Садок судей. Вып. I и II. 1910, 1913.
1. [Величайшая редкость] Садок судей / 9 рисунков fecit Владимира Бурлюка. СПб.: Тип. Кюгельген и К°, [1910]. 131 л.: 9 ил., 1 виньетка. 12,6×11,3 см. Тираж 300 экз. Текст сборника напечатан на оборотной стороне обоев двух типов (салатово-розового и голубовато-желтого); обои на обложке — другого рисунка. Заглавие набрано на полоске бумаги и наклеено на обложку. Задняя обложка утрачена; сохранена большая часть передней обложки. Блок прошит суровой нитью; передняя обложка и л. 1-2 и 131 отделены от блока, надрывы и небольшие утраты по краям первых 2-х листов, загибы уголков листов в начале блока, на л. 1 владельческая подпись: «Витман», страницы преимущественно чистые. 2. [С автографом А. Крученых] Садок судей II. СПб.: Тип. Т-ва «Наш век», [1913]. 112 с.: 16 ил. 19,5×17 см. Тираж 800 экз. Необрезанный экземпляр в издательской обложке из обоев с розовыми цветами. Заглавие набрано на полоске бумаги и наклеено на обложку. Потертости и небольшие утраты на уголках обложки, корешок утрачен, блок распадается на отдельные тетради, надрыв нижнего поля на с. 17-26, страницы преимущественно чистые. На передней обложке владельческая подпись: «Властевой». На с. 1 автограф синим карандашом: «Подпись автора / А. Крученых».В альманахе «Садок судей» были напечатаны стихи В. Каменского, проза Е. Низеи и Е. Гуро, стихи Е. Гуро и Н. Бурлюка, рассказ С. Мясоедова «В дороге», 19 opus’ов Д. Бурлюка; завершают сборник произведения В. Хлебникова. В. Бурлюк исполнил портреты участников сборника и 3 иллюстрации (цинкографией) к стихам Каменского, Е. Гуро и В. Хлебникова. «В мае 1910 года из печати выходит небольшая, почти квадратная, отпечатанная на одной стороне обоев книжечка с названием „Садок судей“. Авторами этого издания стали трое братьев Бурлюков: Владимир, Николай и Давид, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Елена Гуро и др. Именно с этой небольшой книжечки и начинается официально русский футуризм, а вместе с ним и эпоха русского авангарда, которая продлится, перетекая из одного направления в другое (кубофутуризм, лучизм, супрематизм, конструктивизм и т. д.), вплоть до апреля 1932 года. Именно тогда появится постановление ЦК ВКП(б) „О перестройке литературно-художественных организаций“, которое поставит крест на русском авангарде и на всех новых направления русского искусства, кроме реализма» (А.И. Боровков. Путеводитель к выставке «ИЗМы русского авангарда. Футуризм, супрематизм, конструктивизм». М., 2011). Величайшая библиографическая редкость.Сборник «Садок судей II» готовился зимой 1912-1913 гг., вышел из печати в феврале 1913-го. Рисунки в сборнике принадлежат В. Бурлюку, Н. Гончаровой, М. Ларионову, Д. Бурлюку, Е. Гуро, стихи — В. Хлебникову (первая книга которого вышла спустя почти год), В. Маяковскому (первая книга которого вышла спустя четыре месяца!), А. Крученых, Е. Гуро и др. Сборник открывает знаменитый манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Лившицем, Крученых, Низен и Бурлюками. Традиционно считается, что первое выступление в печати Владимира Маяковского приключилось в альманахе «Пощечина общественному вкусу», но следует отметить, что «Пощечина» и «Садок II» вышли практически одновременно. В «Садке» были помещены два стихотворения Маяковского: «В шатрах истертых масок цвел где» и «Отплытие» — это одна из первых публикаций В. Маяковского.Жевержеев № 2285, Лесман № 1996, 1997, Поляков № 5, 21, Розанов № 5026, 5027. Первый сборник «Садок судей» не удалось обнаружить ни на одном российском аукционе за последние 10 лет. Продажи «Садок судей II»: «Литфонд» № 139 — 110 000 руб.