Собрание П.В. Петровского, друга художника
Татлин Владимир Евграфович (1885–1953) «Лес». Эскиз декорации к 4 акту оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». 1913.
Бумага, графитный карандаш, акварель, 18×30,4 см. Без подписи.Происхождение: из собрания друга художника, Петра Васильевича Петровского (1896-1973), брата писателя Дмитрия Васильевича Петровского (1892-1953). Братья дружили с В.Е. Татлиным и Велимиром Хлебниковым. В романе А. Толстого «Хождение по мукам» братья Петровские выведены под псевдонимом братьев Кочубеев.«Работая по оформлению театральных постановок, Татлин показал себя большим художником-мастером в этой области. Ему принадлежит оформление многих декораций для спектаклей МХАТ, я знаю его оформление спектакля „За тех, кто в море“ в бывшем театре Революции, ныне театр Маяковского. Когда шел первый спектакль, публика вызывала на сцену художника-оформителя и приветствовала его... Он так же, как и автор пьесы, как и актеры, вносил в спектакль свое творческое горение, поэтому тот, кто видел и знал Татлина художника в этом виде его искусства — высоко ценил его» (из воспоминаний П.В. Петровского).Данный эскиз относится к серии работ, выполненных художником в 1913 году для неосуществленной постановки оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Часть эскизов экспонировалась в ноябре 1913 года на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Для каждой мизансцены было разработано большое количество вариантов и подготовительных рисунков (в музейных архивных собраниях на данный момент хранится порядка 66 эскизов к «Жизни за царя» разной степени завершенности). Аналогичный эскиз хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (О.С. Глебова).Живописец, график, архитектор, сценограф. Около 1902 года приехал в Москву, ради заработка писал иконы. В том же году поступил в МУЖВиЗ, учился у К.А. Коровина и В.А. Серова. В 1904 году поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова, занимался у И.С. Горюшкина-Сорокопудова и А.Ф. Афанасьева. В 1909 году возобновил обучение в МУЖВиЗ, где познакомился с братьями Бурлюками, М.Ф. Ларионовым, братьями Весниными и другими художниками-авангардистами. В 1912 году принял участие в выставке «Ослиный хвост» в Москве. Создал иллюстрации к книге В.В. Хлебникова «Мирсконца». В 1918 году стал заведующим художественной коллегией отдела ИЗО Наркомпроса. В 1927–1930 годах — профессор ВХУТЕИНа в Москве. В 1924–1930 годах работал над проектом планера, приводимого в движение человеком («Летатлин»). В 1931–1933 годах возглавлял Научно-исследовательскую лабораторию пластических искусств в Москве. В 1930-х — 1940-х годах работал преимущественно как художник театра. Вернулся к фигуративной живописи. Работы Татлина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.