Из архива Ильи Машкова: фотографии, фотопластины (негативы на стекле и пленке), рукописи и машинописи. Всего 180 фотографий и негативов и две папки рукописных и машинописных материалов. [1900–1930-е гг.].
1. Фотографии (113 шт.):
Выполнены в разное время. Среди отпечатков есть как оригинальные, так и сделанные позже с сохранившихся негативов, а также пересъем со старых фотографий. Все снимки можно разделить на несколько больших групп:
А) Портреты И.И. Машкова. 7 шт. 11×7,7 см; 22×16 см и др. Одно фото наклеено на паспарту (30,5×21 см).
Б) Репродукции с картин И.И. Машкова, фотографии с выставок, снимки мастерской и дома художника. 23 шт. 9×11,5 см; 16,5×22,5 см и др. Два фото наклеены на небольшие листы картона (13,5×16 см); два фото с выставки «Мира искусства» 1916 г. наклеены на паспарту (24×33,5 см). Два отпечатка с репродукцией одной из картин склеились между собой.
В) Фотографии И.И. Машкова среди друзей, коллег, родственников, фото членов семьи художника, групповые фото. 19 шт. 8,5×10,7 см; 18×13 см и др. Одна из групповых фотографий (16,2×22,2 см) наклеена на лист картона (25,5×35 см), подмоченный по верхнему полю.
Г) Групповое фото: И.И. Машков среди коллег на художественной выставке. [1920-е]. 18×24,7 см. Фотография в стекле; стекло разбито.
Д) 14 разрозненных листов из фотоальбома (15×20,5 см) с 61 наклеенными семейными фотографиями конца XIX — начала XX вв. + 1 лист из другого альбома (18×21,5 см) с 2 наклеенными фотографиями конца XIX — начала XX вв.
2. Фотопластины на стекле и негативы на листовой пленке (61 шт.):
А) Фотопластины на стекле в коробке. 13 шт. 9×12 см. Снимки мастерской художника, членов семьи, картин и др.
Б) Фотопластины на стекле в коробке. 12 шт. 9×12 см. + 1 негатив на пленке. 10,5×6 см. Репродукции с картин художника, снимки мастерской.
В) Фотопластины на стекле в отдельных конвертах. 12 шт. 9×12 см. Репродукции с картин художника, снимки мастерской. 1 стеклянная пластина разбита.
Г) 2 негатива на стекле с портретами И.И. Машкова. 9×12 см. Один снимок — на фоне картин в мастерской художника; второй снимок — в трусах борца, с голым торсом (этот негатив разбит).
Д) 3 «световые картины» на стекле с репродукциями картин И.И. Машкова. 8,5×9,7 см; 8,2×8,2 см.
Е) 12 негативов на листовой пленке с репродукциями картин И.И. Машкова. 11,5×8,8 см. + 1 негатив со снимка листа фотоальбома и 5 его отпечатков на бумаге.
3. Открытки, приглашения и др. (6 шт.):
А) Открытка-репродукция с картины И. Машкова «Красные командиры на отдыхе в Гурзуфе». Л.: АХР, [после 1926]. 10,5×15 см. На обороте запись карандашом.
Б) Автограф А.В. Григорьева на открытке с репродукцией его картины «Москва». 1930. 10,5×14,7 см. На обороте дарственная надпись: «Одному из учителей — благодарный ученик. 12/V 30 АГригор». Александр Владимирович Григорьев (1891-1961) — марийский советский художник, общественный деятель и академик.
В) Письмо на открытке к И.И. Машкову от его сына Валентина (1906-1937). Крым, 14.07.1929. 10×14,6 см. Открытка прошла почту, со штемпелями и маркой.
Г) Приглашение на посмертную выставку И.И. Машкова. М., 1955. 15×20 см.
Д) Два фотоснимка с плакатов, составленных Машковым для своих учеников. 12×8,7 см; 9×10 см. «Ученику нужно искать не столько хорошего учителя, сколько хорошего ученика в себе».
4. Папка I.
А) Рукопись: Основные соображения, руководящие направлением работы коллектива «Спектор»; программа и план работ. Бумага, чернила, графитный карандаш. 10 л. 22×18 см. Блок скреплен металлическими клепками.
Б) Рукопись: Введение, условия приема, правила [для учащихся студии Машкова]. Бумага, графитный карандаш, чернила. 12 л. (вкл. 2 пустых). 35×21,5 см. В бумажной обложке. Блок прошит суровой нитью. С многочисленными авторскими правками текста.
В) Рукопись: Список гимнастич, столярных, слесарн, токарных, художеств, принадлеж. материалов, научных теоретическ. пособий и пр. [для учащихся студии Машкова]. Бумага, графитный карандаш, чернила. 34 л. (вкл. 15 пустых). 35×21,5 см. В бумажной обложке. Блок прошит суровой нитью.
Г) Рукопись и машинопись: Основы живописи. [Лекции для учащихся студии Машкова]. Бумага, чернила. 66 л. (вкл. 4 пустых). 35×21,5 см. На л. 5-31 текст выполнен на пишущей машинке, с многочисленными рукописными правками и добавлениями. Блок прошит суровой нитью, первые 2 листа и последние 6 листов отделены от блока. + Машинопись: Цвет и смешение цветов. 13 л. 35×21,5 см. Эта машинопись — повтор части рукописного текста «Основы живописи».
Д) Рукопись: Творчество. [Черновик лекции для учащихся студии Машкова]. Бумага, чернила, графитный карандаш, красный и синий карандаш. 10 л. (вкл. 2 пустых). 35×21,5 см. С многочисленными рукописными правками и добавлениями. Блок скреплен суровой нитью
Е) Машинопись: Список художников по векам и странам. 22 л. (вкл. 1 пустой). 35×21,5 см. В бумажной обложке. Блок прошит суровой нитью.
Ж) Рукопись и машинопись: [Тюбик, подрамник, набивка холста]. Бумага, графитный карандаш, чернила. 22 л. 35×21,5 см. В бумажной облатке. Рукописные части текста написаны другим почерком. «Подрамник раздвижной на колках» написан карандашом; «Набивка холста на подрамник» — чернилами; текст «Изготовление пергаментного тюбика» набран на пишущей машинке.
З) Подборка разрозненных рукописных заметок и черновиков на тему: Законы живописи, ее элементы и принципы. Бумага, чернила, графитный карандаш. 45 л. разного размера 35×21,5 см; 26,5×22,5 см и др. В бумажной облатке.
И) Машинопись: Проект выставки художественных произведений на революционные темы. 2 л. 35×21,5 см.
К) Машинопись: [О плакате]. 3 л. 35×21,5 см.
Л) Машинопись: Из «Введения к критике политической экономии» [К. Маркса]. 1 л. 35×21,5 см.
М) Подборка разрозненных машинописных материалов. 5 л. разного размера 35×21,5 см; 26,5×22,5 см и др.
Н) Подборка разнообразных печатных, рукописных и машинописных материалов разных временных периодов. 9 л. разного размера 21×13,5 см; 26,5×22,5 см и др. В подборку входят: рукописный перечень достопримечательностей Сиены и Пизы (1908-1914); Типографский буклет об экскурсиях в Египет (1914 г.); Литографированный план выставочного здания Академии художеств и др.
О) Рукопись: Магический кружок. Бумага, красные чернила. 4 л. 35×21,5 см. Рукопись выполнена другим почерком.
5. Папка II.
Содержит различные рукописные и машинописные материалы, которые можно разделить на несколько больших групп:
А) Автобиографические материалы:
— Рукопись: Автобиография. 1942. Бумага в линеечку, синие чернила. 1 л. 20,2×14,6 см.
— Рукопись: Автобиография в кратких тезисах. [1936]. Бумага в линеечку, синий, красный и графитный карандаш. 6 л. 20,2×14,6 см. Листы скреплены металлическими скобами.
— Рукопись: Автобиография. [1960-е]. Бумага, синяя паста, черные чернила. 26 л. 30,5×21,5 см. Рукописный список, выполненный после смерти художника с его опубликованной автобиографии. На л. 1 приписка: «впервые была опубликована в кн.: „Советские художники“ т.1. М., 1937».
— Рукопись: Заявление в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса от И.И. Машкова. [1919]. [Более поздняя рукописная копия]. Калька, черные чернила. 4 л. (вкл. 1 пустой). 34×21,8 см. Бумага подмочена, с разводами от воды. В заявлении перечисляется деятельность Машкова в 1918-1919 гг.
— Машинопись: Краткая автобиография («Я, Илья Иванович Машков, сын крестьянина, родился в 1881 году 17-го июля...»). [1919]. 1 л. 35,5×22,5 см. Надрывы и заломы по краям листа.
— Машинопись: Жизнеописание заслуженного деятеля искусств профессора живописи Ильи Ивановича Машкова. 14/XII-34 г. Калька. 2 л. 28,5×20,5 см. С рукописными добавлениями на полях второго листа. На бумаге разводы от воды.
— Машинопись: Объяснительная записка во «Всехудожник» о расторжении договора по написанию И. Машковым своей биографии. 28 марта 1935 г. 1 л. 29,5×20,5 см.
— Машинопись: Жизнеописание заслуженного деятеля искусств профессора живописи Ильи Ивановича Машкова. 15.III-36 г. Калька. 2 л. 31×20,5 см.
Б) Статьи, заметки и речи по истории искусства и о том, каким должно быть новое советское искусство:
— Рукопись: Проект. Заседание профессоров специального отделения В.Г.Х.Т.М. 20 января 1920 года. Бумага в линеечку, графитный карандаш. 3 л. 22×17,5 см.
— Рукопись: [О классическом и новом искусстве]. Тетрадь в линеечку, черные чернила. 20 л. (вкл. 8 пустых). 20,6×14 см. В обложке; на передней обложке чернилами записаны адреса и телефоны, в том числе московский адрес Машкова в Малом Харитоньевском переулке. На с. 23 под текстом карандашом проставлена подпись художника: «Заслуж. деят. искус / ИМашков».
— Рукописный список статьи: О воспитании художника. Бумага в линеечку, фиолетовые чернила. 4 л. 21×14,5 см. под текстом подпись: «Вл. Костин».
— Машинопись: Стенограмма заседания художественного совета Всехудожника (Москва, 1936). 8 л. 28,5×21 см. Блок собран на скрепку. Дискуссия Машкова и Славинского.
— Машинопись: Выступление И.И. Машкова на открытии выставки [предположительно, Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл» 1943 г.] 6 л. 29×21,5 см. Листы сшиты через отверстия от дырокола, пятна от воды на верхнем поле.
В) Письма.
1. Письма к И.И. Машкову:
— От Петра Кончаловского (1876-1956) со списком своих картин. [1910-е]: «Дорогой Илья, вот тебе список работ...». Далее идет список картин П.П. Кончаловского с ценами. Бумага, графитный карандаш. 1 л. 21,5×26,5 см. Лист сложен вчетверо; надрывы и утраты по краям и на сгибах.
— Письмо от учеников. «... учащиеся наших курсов всецело разделяют идеологию АХРР...». Письмо подписали 29 молодых художника. [1920-е]. Бумага, черные чернила. 1 л. 34,5×21,5 см.
— 2 письма от Юрия Меркулова (1901-1979), ученика И.И. Машкова, одного из основателей советской мультипликации. От 1 февраля 1920 г. В конверте. Бумага, черные чернила. 3 л. 17×18,5 см. Второе — б.г. Бумага, черные чернила. 2 л. 17×18,5 см. Без конверта.
— Письмо от Павла Радимова (1887-1967) от 10 ноября 1933 г. Бумага, синие чернила. На бланке «Ново-Абрамцевского творческого коллектива художников». 1 л. 25,5×15 см.
— Письмо от Н.И. Подвойского (1880-1948) от 17.II.41 г. Бумага, синие чернила. 1 л. 30,5×21 см.
— Переписка с А.В. Луначарским по поводу монографии об И.И. Машкове. [1931]. 1) Письмо от некоего Оси о подготовке монографии и разговоре с Луначарским. 2) Копия письма А.В. Луначарского с объяснением, почему он отказался писать предисловие к монографии. 3) Черновик письма И.И. Машкова к А.В. Луначарскому. Бумага, чернила. 3 л. 28,5×20 см; 25×22,5 см.
— 6 рукописных и 1 машинописное писем от разных лиц, адресованных И.И. Машкову.
2. Письма И.И. Машкова: 19 рукописных и 1 машинописная копий писем художника к разным лицам и в различные организации.
Г) 9 машинописных и рукописных документов, писем и статей, связанных со станицей Михайловская Урюпинского р-на Сталинградского края — родном селе И.И. Машкова, над которым художник взял шефство, стараясь превратить станицу в образцово показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой». В подборку входит, в том числе, машинопись «Прошлое и настоящее хутора Михайловского» (12 л.; 35×22 см), в которой описан замысел художника. Также в подборку вошли 3 местных газеты с заметками об инициативе И.И. Машкова: Красный Хопер: Орган Урюпинского райкома ВКП(б) 1933, № 188; Сталинский путь: Орган Хоперского райкома ВКП(б) 1935, №№ 38 и 43.
Д) Деловая переписка, удостоверения различных организаций, заявления, счета, выписки, справки и т.д. и т.п. 44 документа. Бумага, машинопись, рукопись. 34×20,5 см; 17,5×22 см; 27×17 см и др.
Е) Различные заметки, черновики, отрывки, отдельные разрозненные листы из утерянных рукописей и машинописей и др. 54 л. разных размеров. В подборку входит, в том числе, рисованный от руки плакат с цитатой Машкова, адресованной ученикам: «Муза любит сильных — следовательно красивых. Слабые и мертвые чужды ей. Илья Машков» (бумага, цветные карандаши, зеленая акварель; 29×43 см).
Ж) Различная типографская продукция:
— Блокнот для записей, с именной бумагой И.И. Машкова. 9 л. 17,5×12,7 см. Листы чистые.
— Именной конверт И.И. Машкова для писем. Неиспользованный. 13×15,7 см.
— Именной конверт И.И. Машкова для писем. Неиспользованный. 12,8×16,3 см.
— Приглашение, отправленное И.И. Машкову, на открытие выставки 23 февраля 1943 г. 12×8,7 см. Адрес Машкова написан чернилами от руки, с почтовым штемпелем и маркой. Также на обороте надпись карандашом неизвестного лица, адресованная Машкову: «Обеден. книжку не оставляйте, обед не возьму».
— Луначарский, А.В. Борис Годунов. М.: Гиз, 1920. Без обложки. 16,5×11 см. 16 с. Заломы на страницах.
— Проспект: Журналы, художественная литература, критика, библиография. М.: Гиз, 1928. 14 с. 20,3×14 см.
— Проспект Художественного издательского акционерного о-ва АХР. Январь. М., 1930. 16 с.: ил. 23×13 см. В издательской обложке.
Илья Иванович Машков (1881-1944) — выдающий русский живописец ХХ века, педагог. Один из основателей общества «Бубновый валет». Представитель московской школы живописи; эволюционировал от фовизма, через примитивизм и сезаннизм, к реализму. Кроме «Бубнового валета» входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России (АХРР), член Общества московских художников (1927-1929). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).