Объявление для клиентов Аукционного дома «Литфонд»
ЗавершёнАукцион № 344, Рош Ха-Шана: к Еврейскому Новому году. ...Подробнее

Лот 215

Топ-лот
лот 215 из 228
Каталог аукциона
Марк Шагал: письма, автографы, зарисовки, фотографии. Из архива художника В.В. Одинокова. [США, Франция, 1960-е — 1970-e].
Стартовая цена:
1 200 000 руб.
Цена:
1 400 000 руб.

Марк Шагал: письма, автографы, зарисовки, фотографии. Из архива художника В.В. Одинокова. [США, Франция, 1960-е — 1970-e]. 7 писем Марка Шагала, автограф на книге, портрет художника, фотография, рукописные заметки и пару зарисовок. Всего 35 предметов.

1. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. Венс, 1966. 2 л. 27×21 см. «Дорогой Одиноков. Я надеюсь у Вас все благополучно (...) Я вам в этом конверте шлю все материалы когда мы вначале с Ренертом обсуждали и даже с Вами я рисовал и снимки делали общего характера (...) Будьте здоровы. Жена кланяется. Марк Шагал. П.С. Как нибудь после сохраните для меня эти мелкие документы. Это Вам поможет делать макеты».

2. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. Нью Йорк, 21 сентября 1966. 1 л. 27,7×21,5 см. На бланке гостиницы Essex Hous. «Дорогой Одиноков. Я Вас мало видел в Н.Й. на этот раз. Но я понимаю как Вы загружены работой и еще какой! Но я надеюсь, что у Вас помошники, которые помогают. Я уезжаю, все же волновался всячески. Но я должен приехать в январе...».

3. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. 11 мая 1972. 1 л. 21×14,8 см. «Дорогой Одиноков. Спсибо за письмецо. Рад всегда получить от Вас весточку (...) Как мои бедные роспись у Вас? И будут ли давать когда ниб. „Флют“ Дорогой мой обнимаю Вас и моя жена. Ваш преданный Шагал. Сейчас еще выставка моя у Матисса в Н.Й. Сердечный привет вокруг Вас».

4. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. Ст. Паул, 1973. 1 л. 29,5×20,8 см. «Дорогой Одиноков. Я был так рад получить телеграмму к открытию музея. Но я был грустен все же что Вас не было тут же. Да говорят что архитектура все же гармонирует. Но мы будем рады когда Вы будете здесь (...) Дорогой мой я целую Вас и Вава тоже сердечно кланяется. Ваш преданный Марк Шагал».

5. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. 5 октября 1973. 1 л. 29,5×20,8 см. «Дорогой Одиноков. Спасибо за письмо. Как Вы поживаете. Я знаю что у Вас много работ. И когда мне хотелось посмотреть в „моем“ театре как все идет иногда я жалею что я ничего не делал еще для опера например „орфей“ как я мечтал но теперь уже поздно. Ну как шла наша „Флейта“ Вы наверное исправили все что надо...».

6. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. Ст. Паул, 24 октября 1975. 1 л. 29,5×21 см. С конвертом, прошедшим почту. «Дорогой Одиноков. Как Вы живете? Давно не имел весточки от Вас. Работаете ли Вы еще в опера? Как живете? Напишите. Я Вас так помню хорошо и что нового ...».

7. Письмо Марка Шагала к В. Одинокову. Ст. Паул, 1977. 1 л. 33×24 см. «Дорогой Одиноков. Спасибо за письмо Ваше. Я всегда рад получить от Вас весточку. Вспоминая прошлое где мы с Вами работали вместе. Ну как Вы? Вы думаете приехать во Францию? Буду рад Вас видеть тогда. Я тот же но не так молод и проворен как раньше — далеко ...».

8. Шагал, Марк [автограф к В. Одинокову]. Шагал и Метрополитен-опера. [Chagal at the «MET» / text by Emily Genauer. На англ. яз.]. New York: Metropolitan Opera Association; Tudor Publishing Company, 1971. 154 с.: ил. 36×26,8 см. Издательский тканевый переплет. Частичное выцветание переплета, блок чистый, хорошая сохранность. На тит. листе владельческая надпись: «Vlad. Odinokov 1971». На авантитуле дарственная надпись от художника с нарисованным профилем: «Для Володи Volodice на добрую память. Marc Chagal 1971 New York».

9. Фотография: Марк Шагал и Владимир Одиноков. [США, 1970-e]. 27,8×35,3 см. Заломы верхнего левого уголка. Хорошая сохранность.

10. Одиноков, В.В. Рисованный портрет-шарж Марка Шагала, выполненный в стиле Марка Шагала. [1973]. Бумага, тушь, графитный карандаш. 1 л. 43×29,5 см. На обороте листа фрагмент портрета еврея. В нижнем левом углу шаржа — надпись карандашом, выполненная В.В. Одиноковым: «after Marc Chagal. Vl. Odinokov 73» [После Марка Шагала. Вл. Одиноков 73]. Рисунок был опубликован в статье Э. Штейна «После Марка Шагала» (Русская галерея. № 2. 1998. С. 57).
«Однажды, будучи в гостях у В. Одинокова, я обратил внимание на дружеский шарж Марка Шагала. Мою заинтересованность гостеприимный хозяин прокомментировал довольно загадочно: „У рисунка, сделанного на юге Франции, своя история, презабавная, но потерпите немного, и я вам как-нибудь о ней поведаю“. Обещание художника не сбылось: болезни и преклонный возраст сделали свое дело...»

Письма Марка Шагала, портрет художника и его автограф на книге были опубликованы в статье Э. Штейна «После Марка Шагала» (Русская галерея. № 2. 1998. С. 56-59). Данный журнал прилагается к лоту.

11. Рукописные заметки Марка Шагала по оформлению спектакля. [На фр. яз.]. [1966]. Бумага в клеточку, графитный карандаш. 4 л. 16,5×10,7 см. Впервые В.В. Одиноков работал с Марком Шагалом летом 1966 года в Венсе. Именно тогда он получил от Шагала письмо с некими мелкими заметками по оформлению какого-то спектакля. Возможно, это те самые материалы.

12-13. Марк и Вава Шагал. Поздравление на открытке с репродукцией картины М. Шагала и автограф-поздравление на половинке открытки. Из архива В. Одинокова. [1970-e, 1980-е]. Открытка: 10,5×15 см; на обороте надпись: «StPaul Желаем Вам здоровья, счастья в Н. Году. Марк и Вава Шагал». Половинка открытки с текстом: 15×10,5 см; часть открытки с изображением утрачена. «Поздравляем с Новым Годом. Желаем хдоровья, Bonne Annee счастья! Marc et Vava Chagal». Марком Шагалом, вероятно, написаны слова: «Bonne Annee».

14-15. Марк Шагал. Зарисовки декораций. Из архива В. Одинокова. [1966]. А) Калька, тушь, перо. 2 л. 50×31 см. Листы сложены вчетверо. Б) Бумага, графитный карандаш. 1 л. 28×21,6 см. Наброски выполнены на обороте именного бланка Германа Кравица — администратора Метрополитен-Опера.

16-21. Шесть писем Вавы Шагал к В.В. Одинокову. 2 октября 1980; 14 августа и 22 октября 1971; 2 октября 1980; 22 мая 1981; 1988 (на открытке): «StPaul. Bonne Annee. 1988. В Москве было все очень удачно. Я думаю Марк был бы доволен. Ваша В. Шагал».

22. Приглашение на выставку Марка Шагала. [На фр. яз.]. Париж, [1980-е]. 4 с. 11×15,4 см.

23-28. Шесть пустых конвертов от писем М. и В. Шагал к В.В. Одинокову. Три из них подписаны самим Марком Шагалом (?).

29-32. Две фотографии эскиза занавеса к спектаклю, выполненного Марком Шагалом, + две фотографии-репродукции с картин Марка Шагала. [1970-e]. 20,1×25,3 см; 15×10 см.

33. Газета New York World-Telegram со статьей «Большой взрыв в Метрополитене. Художник-сценограф одерживает героический триумф с помощью эскизов Шагала». [Big Blowup at the Met. A scenic artist scores heroic triumph with Chagal designs] о первой совместной работе М. Шагала и В. Одинокова. 2 марта 1966. 4 с.: ил. 58×38 см. С фотографиями В. Одинокова и Марка Шагала.

34. Журнал: Русская галерея. № 2. 1998.

35. Письмо Александра Орлова к Владимиру Одинокову. [1970-е]. 2 л. 29,5 21 см. С конвертом, прошедшем почту. В письме воспоминания, в том числе и о том, как Орлов с Одиноковым после войны и плена оказались в Мюнхене и решили остаться на западе.

Марк Шагал (1887-1985) — российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Владимир Васильевич Одиноков (1907-1997) — художник русской эмиграции, театральный декоратор Нью-Йоркской Метрополитен-оперы. Был дружен с Марком Шагалом, вместе с которым выполнил несколько проектов для Метрополитен-оперы: например, знаменитое панно Марка Шагала на здании оперы исполнено В. Одиноковым по эскизам Шагала; а в 1971 г. Одиноков расписал по шагаловскому проекту занавес для балета «Жар-птица» и т.д. Впервые Одиноков работал с Шагалом летом 1966 года в Венсе, и именно в это время он досконально изучил стиль и секрет композиции красок великого художника, что помогло Одинокову впоследствии воплощать эскизы Шагала в монументальные театральные декорации.

Валентина (Вава) Бродская-Шагал (1905-1993) — последняя жена Марка Шагала (1887-1985), с которой он познакомился в 1952 году и прожил вместе 33 года.

Новости о лоте:

Аукцион №344
2 сентября 2021 года
Аукцион завершён

Рош Ха-Шана: к Еврейскому Новому году. Благотворительный аукцион редких предметов иудаики совместно с Еврейским музеем и Центром толерантности


Президент Федерации еврейских общин России
Александр Борода

Друзья!

Вместе с Аукционным домом «Литфонд» мы хотим представить вам первый в нашей стране благотворительный аукцион иудаики, большая часть прибыли от которого пойдет на поддержку еврейских общин России, пострадавших от эпидемии ковида, точнее, от связанных с ней ограничений. Ни у кого ныне нет сомнений, что рассеянный едва ли не по всему миру еврейский народ сумел выжить и остаться самим собой на протяжении тысячелетий главным образом потому, что сохранил, пронеся сквозь века гонений и притеснений свою религию, иудаизм, свои основные традиции. Одной из таких традиций, можно сказать, одним из столпов еврейской этики во все времена была благотворительность. Именно она вкупе с поддержанием иудейских религиозных традиций сплачивала еврейский народ, поддерживала и окрыляла тех, кто порой оказывался на самом краю пропасти отчаяния в окружающем евреев часто не слишком дружелюбном мире. Сегодня многое изменилось, особенно в России. Стремительное возвращение и рост еврейского самосознания, российской еврейской идентичности не может не радовать. Строятся новые синагоги, восстанавливаются старые, но главное — возникают и множатся новые еврейские общины, которым часто необходимы и поддержка, и опыт старших поколений. Нам бы хотелось, чтобы, кроме чисто благотворительных задач, организуемый аукцион преследовал еще и национально-культурные цели, а именно попытку возвращения в обиход частично утраченных за десятилетия безвременья элементов бытовой и религиозной жизни. В списке представленных на продажу лотов можно увидеть антикварные мизрахи, которые в домах и синагогах висели, как правило, на восточной стене, указывая направление на Иерусалим. Таблицы Шивити (псалом меноры) — их чаще можно увидеть на пюпитре (амуде) кантора в синагоге или внутри сидура, ибо они призваны помогать при молитве и чтении псалмов — в еврейской мистике видится внутренняя связь между числом, текстом и формой, способная дополнительно одухотворять молящегося. Нередко мизрах и шивити объединялись в одной картинке, обращая таким образом молитву на главнейший духовный символ — священный град Иерусалим. Подобные предметы предназначены были и для украшения жилищ. Также на стенах вешались (в Израиле и иных крупных еврейских общинах мира это делается и сейчас) другие таблицы, именуемые йорцайт: они существуют для записи дат поминовения умерших ближайших родственников. Поминовение (кадиш) в еврейской традиции проходит согласно датам еврейского календаря, привязанного к солнечно-лунному циклу, и йорцайт помогает синхронизировать предписанную религиозной традицией поминальную молитву с григорианским календарем. Таблицы не только изготавливались вручную, но и печатались в еврейских типографиях в виде готовых к заполнению бланков. На Праздник Кущей сукку украшали мизрахами с изображением Иерусалима, вешали ушпизин (с арамейского — «гости»), на Пурим таблицы мишенихнас висели и в синагогах, и в домах. На стенах принято было размещать портреты великих раввинов и цадиков, с Новым годом поздравляли друг друга открытками со счастливыми пожеланиями, в день дарования Торы и поныне раздают детям флажки с изображениями описанных в ней событий. Представленные на аукционе артефакты — не просто антикварные свидетельства еврейской религии, истории или искусства. Многие из них хранят в себе память прикосновения и молитвы предыдущих поколений, они и есть сама традиция, в сохранении и развитии которой так заинтересовано возрождающееся российское еврейство.

Ваш Президент Федерации еврейских общин России
Александр Борода

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Топ-лоты аукциона

Лот 96

С Новым годом!

  • Объемная раскладная открытка с изображением сукки и поздравлением с Новым годом. [Иврит, английский]. Нью-Йорк; Германия: Hebrew Publishing Company, [1906-1912]. Картон, ...
Лот 46

Незер Габаут Кодеш

  • Памятная литография общества Colel Chabad в Иерусалиме — «Венец святого служения»; «Незер Габаут Кодеш». Иерусали (Палестина): Colel Chabad, [1900-е]. Бумага, ...
Лот 8

Луах ал кан шоним из Вильно

  • Луах ал кан шоним, т.е. Календарь на 150 лет / соч. Д. Канторовица. [На идиш]. Вильно: Тип. С.И. Фина и А.Г. Розенкранца, 1864. [8] c. 21,5×14 см. ...
Лот 66

Суд Царя Соломона из Лемберга

  • [Львовское издание] Суд Царя Соломона. [Микрография на иврите]. Лемберг [Львов]: Изд. М. Медвидовски; Тип. А. Гольдман, [нач. ХХ в.] Бумага, тип. печать. 1 л. ...
Лот 50

Ханукия со львами из Галиции

  • Ханукия со львами. Архаический тип с чашечками. Галиция, кон. XIX — нач. XX в. Бронза, литье. 19×21 см. Архаический тип хануккии с чашечками для масла ...
Лот 44

Для охраны дома и роженицы

  • Амулет для охраны дома и роженицы. [Иврит, арамейский язык]. [Иерусалим (Османская империя, Палестина), втор. пол. XIX в.]. Бумага, типографская печать. 1 л. 26, ...

    Review

    Rating

    Ближайшие аукционы