Уважаемые клиенты и партнеры Аукционного дома Литфонд! Доводим до вашего сведения, что в связи с расширением деятельности аукционный дом переезжает в особняк по адресу Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2. Новый офис откроет свои двери уже с 11 января 2022 года.
Подробнее
ЗавершёнАукцион № 346, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №346
    9 сентября 2021 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

    9 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых будут представлены редкие книги, автографы, фотографии, плакаты и исторические бумаги на общую сумму свыше 15 000 000 рублей. Среди топ-лотов аукциона отдельным важным направлением выделяются книги и автографы русского авангарда, в силу редкости и прекрасной сохранности обладающие безусловной коллекционной ценностью.

Лот 149

Топ-лот
лот 149 из 325
Каталог аукциона
[Неизвестный авангард] Октябрь в кубе. [Книга написана, отпечатана и ил. худ. П.Г.С.Х.М. Прусаковым, Наумовым и Светловым]. [М., 1920].
Стартовая цена:
150 000 руб.
Цена:
800 000 руб.

[Неизвестный авангард] Октябрь в кубе. [Книга написана, отпечатана и ил. худ. П.Г.С.Х.М. Прусаковым, Наумовым и Светловым]. [М., 1920]. [24] с., ил. 34×24 см. В издательской обложке. Небольшие потертости корешка. В очень хорошей сохранности. Издание создано в технике коллажа: на чистые листы блока наклеены литографии и вырезки с типографским текстом, набранным разными шрифтами.

Редчайшее малотиражное авангардное издание. Последний раз «Октябрь в кубе» появлялся в открытой продаже в 1996 году. Тогда составители каталога «Акции» П. Дружинин и А. Соболев в описании лота сообщали следующее: «На настоящий момент наряду с представляемым экземпляром нами было выявлено лишь два: в собрании МК РГБ (дефектный экземпляр, лапидарно описан в кн.: Авангард и традиция: книги русских художников 20 века. М. <1994 ?>. С. 18 (воспроизведение обложки), 77) и в частном собрании (Париж)».

При этом известные экземпляры имеют существенные различия, ввиду чего приводим постраничную роспись.

1. [Иллюстрация] Разворотная линогравюра «Портрет В.И. Ленина» (серо-зеленая бумага; орнаментальный рисунок на обороте).

2. [Текст] Наклеены два листа: а) «Отдел первый»; б) «Нет хороших слов». Белая бумага.

3. [Иллюстрация] Дама треф. Литография на белой бумаге.

4. [Текст] «Искусство — раннее стремление человека...». Серо-зеленая бумага.

5. [Иллюстрация] Демон в женском обличии. Литография на серо-зеленой бумаге.

6. [Текст] «Словам: искусство, религия, красота...». На голубой бумаге.

7. [Текст] Наклеены два листа: а) «Отдел второй»; б) «Религия не медицина». Белая бумага.

8. [Текст] «Изобретение Онана и искусство не одно ли?» Белая бумага.

9. [Иллюстрация] Мир — мир реальный и мир грез и фантазий«. Художник Светлов. Синяя бумага.

10. [Текст] «Товарищи! Пора оставить фразы с трещетками!». Зеленая бумага.

11. [Иллюстрация] «Корова. Молочные продукты. Мясо». Литография красной краской на белой бумаге.

12. [Текст] «Голод — источник жизни и движения...». Белая бумага.

13. [Текст + иллюстрация] «Логово богово шире». Белая бумага.

14. [Текст] «Жизнь — безконечная реформация...». Белая бумага, лист наклеен поперек.

15. [Текст] «Три единицы психической жизни». Белая бумага.

16. [Текст] «Искусство. Ассоциация чувств — математическая энграмма...».

17. [Иллюстрация] «Коммуна. Вскрытие мощей художника». Литография на белой бумаге.

18. [Текст] Наклеены два листа: а) «Отдел третий»; б) «Видеть (...). Из монографии Кандинского первая страница». Белая бумага.

19. [Текст] «Царю небесный!». Зеленая бумага.

20. [Текст] «Заговор от пчел...». Стихотворение Ф. Сологуба. Белая бумага.

21. [Текст] Наклеены два листа: а) «В неясных мечтах...»; б) «Я никогда не обладал... (из монографии Кандинского)». Белая бумага.

22. [Текст] «Сегодня представление будет Каширская старина...». Белая бумага.

23. [Иллюстрация] Старая Москва. Синяя бумага.

24. [Иллюстрация] Демон в женском обличии. Литография на красной бумаге. Повтор иллюстрации со с. 5.

Авторы «Октября в кубе» являлись наряду с братьями Стенбергами основателями ОБМОХУ (Общества молодых художников).

Общество молодых художников (ОБМОХУ) — московская авангардная художественная группа (1919-1923), была основана студентами театрально-декорационной мастерской Г.Б. Якулова и А.В. Лентулова в московских Государственных свободных художественных мастерских. Члены общества: А.И. Родченко, Г.А. и В.А. Стенберги, Н.Ф. Денисовский, М.А. Еремичев, А.И. Замошкин, К.В. Иогансон, В.П. Комардёнков, С.Н. Костин, К.К. Медунецкий, А.И. Наумов, А.С. Перекатов, А.П. Прусаков, Н.П. Прусаков, С.Я. Светлов. Общество провело 4 выставки. Первая была открыта в мае 1919 г. Выставка 22-го мая 1921 г. была третьей по счету. На своих выставках группа демонстрировала абстрактно-техническую направленность творчества участников. Эль Лисицкий в берлинской лекции 1922-го года отмечал: «Конструктивизм был провозглашен двумя группами: Обмоху... и Уновисом... Первая группа работала с материалом и пространством, вторая с материалом и плоскостью».

Сергей Яковлевич Светлов (1900-1963) — живописец-авангардист, график-плакатист, дизайнер, художник театра, педагог. В 1918-1919 гг. учился в Первых государственных свободных художественных мастерских (I ГСХМ) у Георгия Якулова. Участник выставок художников-имажинистов. Член Общества молодых художников (ОБМОХУ) и Общества станковистов (ОСТ). Работы С. Светлова были включены в состав Первой русской художественной выставки в Берлине в 1922 году и в Амстердаме в 1923 году — «Человек», «Композиция», «Фигуры», «Человек и конь» — и, по-видимому, были проданы и остались за границей.

Николай Петрович Прусаков (1900-1952) — советский художник-график, живописец, дизайнер, оформитель выставок, театральный художник, плакатист. Наибольшую известность получил как художник плакатов кино 1920-1930-х гг. Учился в Строгановском ЦХПУ (1911-1918). Продолжил обучение в СГХМ-ВХУТЕМАСе на отделении декоративно-прикладного искусства. В начале 1920-х гг. работал в «Окнах РОСТА», исполнял политические плакаты.

Александр Ильич Наумов (1899-1928) — в 1909-1917 гг. учится в Строгановском центральном художественно-промышленном училище. В 1918–1921 учится в ВХУТЕМАСе в Москве. Член Общества молодых художников (ОБМОХУ) и группы «Октябрь». Занимается книжной графикой по заказам издательств (Госиздат, ЗиФ). В 1921–1928 гг. художник-декоратор в театрах Москвы, занимается оформлением выставок, выполняет театральные и киноплакаты, некоторые совместно с Н. Прусаковым, Г. Борисовым и П. Жуковым.

Аукцион №346
9 сентября 2021 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги


9 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых будут представлены редкие книги, автографы, фотографии, плакаты и исторические бумаги на общую сумму свыше 15 000 000 рублей. Среди топ-лотов аукциона отдельным важным направлением выделяются книги и автографы русского авангарда, в силу редкости и прекрасной сохранности обладающие безусловной коллекционной ценностью.

Одна из самых редко встречающихся авангардных книг «Октябрь в кубе», написанная, отпечатанная и иллюстрированная художниками Прусаковым, Наумовым и Светловым в Москве в 1920 году, создана в технике коллажа: на чистые листы блока наклеены литографии и вырезки с типографским текстом, набранным разными шрифтами.

Последний раз «Октябрь в кубе» появлялся в открытой продаже в 1996 году. Тогда составители каталога аукциона «Акции» П. Дружинин и А. Соболев в описании лота сообщали следующее: «На настоящий момент наряду с представляемым экземпляром нами было выявлено лишь два: в собрании МК РГБ (дефектный экземпляр, лапидарно описан в кн.: Авангард и традиция: книги русских художников 20 века. М. <1994 ?>. С. 18 (воспроизведение обложки), 77) и в частном собрании (Париж)».

Уникален первый вариант белового автографа стихотворения Велимира Хлебникова «Сегодня Машук, как борзая...», датированный 9 ноября 1921 года. В РГАЛИ хранится более поздняя рукопись, датированная весной 1922 года.

Не менее интересен полный комплект журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном», выходивший в «Ассоциация вольнодумцев» в 1922-1924 годах с автографом редактора первых двух номеров поэта Николая Савкина. Редко встречается и полный комплект журнала искусств «Маковец», выходивший в московском издательстве «Млечный путь» в 1922 году. Литературно-художественное объединение «Маковец» (1921-1927) названо по холму Маковец, где Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры». Среди редких авангардных журналов можно отметить и журнал «Вещь»: Международное обозрение современного искусства под редакцией Эль Лисицкого и Ильи Эренбурга (№ 1-2. Берлин: Издательство «Скифы» (Skythen); Тип. Отто Эльснера, 1922). «Вещь» — международный журнал, выходивший на трех языках: русском, французском и немецком: всего вышло три номера, из которых третий был запрещен к распространению в СССР, после чего издатели сочли дальнейший выпуск журнала бессмысленным.

Среди редких книг известных поэтов-авангардистов можно отметить первую книгу Тихона Чурилина «Весна после смерти» с автолитографиями Натальи Гончаровой (1915). В 1909 году Чурилин был помещен в психиатрическую лечебницу с диагнозом «мания преследования». После выхода из лечебницы он сблизился с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Хлебниковым, А. Крученых. А в 1915 году выпустил первую книгу стихов «Весна после смерти» с литографиями Н. Гончаровой. В стихах Чурилина отразились впечатления от пребывания в лечебнице и близких отношений с М. Цветаевой, считавшей поэта гением. Гончарову привлекло творчество Тихона Чурилина, написавшего свои самые напряженные лирические стихи после выхода из сумасшедшего дома.

Предаукционный показ проходит с 24 августа по 9 сентября (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 9 сентября в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Топ-лоты аукциона

Лот 133

Распутин в дар Борику от Моси…

  • Собственноручная записка Григория Распутина. [СПб., 1915]. Бумага, орешковые чернила. 1 л. сложен пополам (= 4 с.). 20,5×13 см; 20,5×26 см. Изначально лист был ...
Лот 224

В подарок от Якова Чернихова

  • [Энциклопедия конструктивизма] Чернихов, Я.Г. [автограф]. Конструкции архитектурных и машинных форм. Л.: Издание Ленинградского о-ва архитекторов, 1931. 32, 49-232, [2] с., ...
Лот 51

Коровину от Айвазовского

  • Фотография-рамка с автографом И.К. Айвазовского. 1887. 22×16 см. В верхней правой части рамки дарственная надпись чернилами от художника: «Михаилу (?) ...
Лот 114

Celui que je préfère

  • [Все понять — значит все простить...] Матисс, А. Экслибрисы И.С Щукина и М.П. Келлера. Франция, [1912]. 8,7×6; 7,5 × 5,5 см. Бумага, Бумага, цветная литография. ...
Лот 253

Доктору Pipi от доктора Fak'a

  • Эйзенштейн, С.М. [он же доктор Fuck; автограф из собрания С. Юткевича] Иван Грозный: [киносценарий] / худ. А. Суриков. М.: Госкиноиздат, 1944. 192 с., ил. 19, ...
Лот 125

Футурист Брюсов

  • [Целый том сдвигов Брюсова и Северянина] Шемшурин, А. [автограф] Футуризм в стихах В. Брюсова. М.: Тип. Русского товарищества, 1913. [2], 264 с. 26×17,5 см. ...
Лот 67

Безупречный Готтенрот

  • Готтенрот, Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен / пер. с нем. С.Л. Клячко. ...

    Ближайшие аукционы