ЗавершёнАукцион № 346, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №346
    9 сентября 2021 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

    9 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых будут представлены редкие книги, автографы, фотографии, плакаты и исторические бумаги на общую сумму свыше 15 000 000 рублей. Среди топ-лотов аукциона отдельным важным направлением выделяются книги и автографы русского авангарда, в силу редкости и прекрасной сохранности обладающие безусловной коллекционной ценностью.

Лот 21

Топ-лот
лот 21 из 325
Каталог аукциона
[Арина Родионовна, Пушкин на лошади и его могила...] Галерея видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры, издаваемая псковским губернским ...
Стартовая цена:
500 000 руб.
Цена:
850 000 руб.
База знаний Литфонда

[Арина Родионовна, Пушкин на лошади и его могила...] Галерея видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры, издаваемая псковским губернским землемером Ивановым. В 2 ч. Ч. 1-2. Псков: Псковская литогр., 1837. [8] л., [8] л. лит. 28,7×40 см. В составном владельческом переплете XIX века с сохранением издательских гравированных обложек. В хорошем состоянии, небольшие надрывы по форзацу. Величайшая редкость.

В 1837 году для Пскова свершилось очень важное культурное событие: псковский губернский землемер Иванов Илья Степанович открывает собственную литографическую мастерскую.

В это же время он создает две тетради литографий «Галерея видов г. Пскова и его окрестностей, снятых с натуры, издаваемая Псковским губернским землемером Ивановым».

1. Псков с юго-западной стороны с изображением крестного хода, возвращающегося в Печерский монастырь;

2. Изборск, основанный в VII веке, столица Князей Российских, с могилою Князя Трувора;

3. Пролом Короля Стефана Батория, сделанный в Псковской городовой стене, 1581 года;

4. Святогорский монастырь, основанный в 1561 году, с изображением мо­гилы А.С. Пушкина.

На каждом листке под рисунком мелким курсивом помечено: «Литографи­ровано в Пскове 1837». И к каждой литографии приложен отдельный лист с подробным описанием изображённого вида.

Предстоящий выход второй части «Галереи» Иванов проанонсировал 4 мая 1838 года через «Псковские губернские ведомости», обещая напечатать в ней список лиц, подписавшихся на издание. Во вторую тетрадь также вошли четыре литографии:

1. Мирожский монастырь и церковь Преображения, существующая с осно­вания своего архиепископом Нифонтом в 1156 году, и Губернская гимназия;

2. Печерский монастырь, ограждённый каменною стеною в 1565 году, с церковью Успения П.Б., выкопанной в горе в 1523 году;

3. Снетогорский монастырь, основанный в 1312 году, с церковью Рож­дества Богородицы;

4. Сельцо Михайловское, А.С. Пушкина, состоящее в Опочецком уезде, от Святогорского монастыря в 3-х верстах.

Кроме того, на нижней обложке этой тетради Иванов счёл необходимым дать такую информацию: «Все виды галереи Пскова и его окрестностей сня­ты с натуры; на камне рисованы г. Александровым, литографированы в Пскове; продаются в С. Петербурге в магазинах гг. Смирдина и Снегирёва, в Москве в книжном магазине А.Ф. Смирдина и у самого издателя в Пскове. Цена за обе части с текстами 15 рублей ассигнациями, а за каждый эстамп порознь с текстом по одному рублю серебром».

Рисунки Иванова перенес на литографические камни известный столич­ный художник-литограф Пётр Александрович Александров, а не его однофа­милец Павел Алексеевич, как считали некоторые исследователи. А список под­писчиков на «Галерею» содержал 38 фамилий, из них 14 псковичей, ещё 14 жителей губернии (Порхова, Холма и Великих Лук), восемь — из Петербурга и два — из Луги.

Немалый интерес представляют описательные тексты, приложенные к каждой литографии, особенно о сельце Михайловском:

«Здесь представлен господский дом помещиков Пушкиных, стоящий одиноко почти в двух верстах от деревни, которая собственно называется Михайловское. Этот дом должен быть столь же драгоценным для русских, как для англичан дом Шекспира: в нём несколько времени постоянно жил Пушкин и после из Петербурга почти каждую осень приезжал сюда. Много про­изведений его здесь обдумано, а ещё больше писано...

Деревянный и уже обветшалый одноэтажный дом Пушкина занимает середину между службами, идущими с обеих его сторон. Пушкин выбрал для себя комнату с правой стороны последнюю, в три окна. Дорога к нему хорошо обделана, так что за версту начинается чистый парк, укра­шенный по местам цветниками. Противоположная сторона дома обращена к реке Сороти, извивающейся по приятному лугу. Пушкин любил купаться. Можно вообразить, сколько удовольствия доставляла ему близость реки...».

Литография с видом Печерского монастыря. Остальные шесть видов Пскова и его окрестностей имеют не меньшее историческое, краеведческое значение. Их художник рисовал столь же своеобразно, с множеством житейских сцен, с лодками, всадниками, фигурками людей, коров... Удивительный подарок исследователям своего творчества он преподнёс на рисунке Псково-Печерского монастыря: в левом нижнем краю изображён за работой живописец с мольбертом на коленях. Конечно, это автопортрет Иванова в профиль, довольно чёткий. Автору нельзя отказать в чувстве юмора: на рисунке его в упор рассматривают два парня-полуверца, впервые видящие художника; один из них в задумчивости даже засу­нул палец в рот.

«Галерея» сразу получила высокую оценку. 23 марта 1839 года был разрешен к выпуску 14-й том основанного Пушкиным журнала «Современник». В обзоре новых сочинений «Галерее» посвящены полторы страницы:

«На прекрасное и у нас совершенно ещё новое предприятие г. Иванова мы смотрим как на учёный труд, который он исполняет со всею заманчивостью художника. Псков и его окрестности — классические места в древне истории нашей. Не только прелестию видов, они высоким своим значением в Летописях наших достойны внимания соотечественников. Художник сочетал эти две идеи и осуществляет их достойным образом. При каждом виде вы находите его историю, сжатую, но полную жизни и занимательности. Мы уверены, что узнать названия изображённых им предметов любопытно будет для каждого из наших читателей. (Далее приводятся все восемь длинных подписей под картинами. — Н.Л.). После исчисления сих видов мы ничего не смеем прибавить, что бы ещё могло сильнее возбудить и участие и внима­ние. В описании сельца Михайловского, где получили жизнь лучшие создания из произведений нашей литературы, мы встретили несколько подробностей о жизни поэта, истинно бесценных и умилительных».

Более того, по Высочайшему повелению императора от 21 апреля 1838 года «за полезное предприятие по распространению сведений в Отечественной истории» Иванова наградили бриллиантовым перстнем.

Интересно отметить, что рисунок «Михайловского» воспроизводится почти во всех изданиях, посвященных жизни поэта в Псковском крае, так как более ранние виды пушкинской усадьбы неизвестны, да и вряд ли существовали. К тому же весной 1860 года домик поэта был сломан за ветхостью. Поэтому рисунок Иванова стал бесценным раритетом и его так тщательно изучают все, кто занимается реставрацией в Заповеднике.

Михайловское зарисовал землемер, привыкший по профессии снимать точ­ные планы участков. Но его рисунок оказался не сухой фиксацией увиденного, а достойным произведением искусства. Он лирично и тонко передаёт не только вид зданий и окружающую усадьбу природу. Художник постарался оживить картину воспоминаниями о Пушкине и его соседях, бытовыми деталями. У него на рисун­ке от барского дома на белом коне отъезжает всадник в сюртуке и широкополой шляпе с тростью в руке, за ним бежит собачка, а по тригорской дороге навстречу едет коляска, запряжённая парой лошадей, с кучером и двумя барышнями. Не трудно догадаться, что так художник изобразил Пушкина и обитателей Тригорского. Женщина на крыльце напоминает об Арине Родионовне.

Аукцион №346
9 сентября 2021 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги


9 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых будут представлены редкие книги, автографы, фотографии, плакаты и исторические бумаги на общую сумму свыше 15 000 000 рублей. Среди топ-лотов аукциона отдельным важным направлением выделяются книги и автографы русского авангарда, в силу редкости и прекрасной сохранности обладающие безусловной коллекционной ценностью.

Одна из самых редко встречающихся авангардных книг «Октябрь в кубе», написанная, отпечатанная и иллюстрированная художниками Прусаковым, Наумовым и Светловым в Москве в 1920 году, создана в технике коллажа: на чистые листы блока наклеены литографии и вырезки с типографским текстом, набранным разными шрифтами.

Последний раз «Октябрь в кубе» появлялся в открытой продаже в 1996 году. Тогда составители каталога аукциона «Акции» П. Дружинин и А. Соболев в описании лота сообщали следующее: «На настоящий момент наряду с представляемым экземпляром нами было выявлено лишь два: в собрании МК РГБ (дефектный экземпляр, лапидарно описан в кн.: Авангард и традиция: книги русских художников 20 века. М. <1994 ?>. С. 18 (воспроизведение обложки), 77) и в частном собрании (Париж)».

Уникален первый вариант белового автографа стихотворения Велимира Хлебникова «Сегодня Машук, как борзая...», датированный 9 ноября 1921 года. В РГАЛИ хранится более поздняя рукопись, датированная весной 1922 года.

Не менее интересен полный комплект журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном», выходивший в «Ассоциация вольнодумцев» в 1922-1924 годах с автографом редактора первых двух номеров поэта Николая Савкина. Редко встречается и полный комплект журнала искусств «Маковец», выходивший в московском издательстве «Млечный путь» в 1922 году. Литературно-художественное объединение «Маковец» (1921-1927) названо по холму Маковец, где Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры». Среди редких авангардных журналов можно отметить и журнал «Вещь»: Международное обозрение современного искусства под редакцией Эль Лисицкого и Ильи Эренбурга (№ 1-2. Берлин: Издательство «Скифы» (Skythen); Тип. Отто Эльснера, 1922). «Вещь» — международный журнал, выходивший на трех языках: русском, французском и немецком: всего вышло три номера, из которых третий был запрещен к распространению в СССР, после чего издатели сочли дальнейший выпуск журнала бессмысленным.

Среди редких книг известных поэтов-авангардистов можно отметить первую книгу Тихона Чурилина «Весна после смерти» с автолитографиями Натальи Гончаровой (1915). В 1909 году Чурилин был помещен в психиатрическую лечебницу с диагнозом «мания преследования». После выхода из лечебницы он сблизился с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Хлебниковым, А. Крученых. А в 1915 году выпустил первую книгу стихов «Весна после смерти» с литографиями Н. Гончаровой. В стихах Чурилина отразились впечатления от пребывания в лечебнице и близких отношений с М. Цветаевой, считавшей поэта гением. Гончарову привлекло творчество Тихона Чурилина, написавшего свои самые напряженные лирические стихи после выхода из сумасшедшего дома.

Предаукционный показ проходит с 24 августа по 9 сентября (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 9 сентября в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Топ-лоты аукциона

Лот 253

Доктору Pipi от доктора Fak'a

  • Эйзенштейн, С.М. [он же доктор Fuck; автограф из собрания С. Юткевича] Иван Грозный: [киносценарий] / худ. А. Суриков. М.: Госкиноиздат, 1944. 192 с., ил. 19, ...
Лот 114

Celui que je préfère

  • [Все понять — значит все простить...] Матисс, А. Экслибрисы И.С Щукина и М.П. Келлера. Франция, [1912]. 8,7×6; 7,5 × 5,5 см. Бумага, Бумага, цветная литография. ...
Лот 224

В подарок от Якова Чернихова

  • [Энциклопедия конструктивизма] Чернихов, Я.Г. [автограф]. Конструкции архитектурных и машинных форм. Л.: Издание Ленинградского о-ва архитекторов, 1931. 32, 49-232, [2] с., ...
Лот 51

Коровину от Айвазовского

  • Фотография-рамка с автографом И.К. Айвазовского. 1887. 22×16 см. В верхней правой части рамки дарственная надпись чернилами от художника: «Михаилу (?) ...
Лот 133

Распутин в дар Борику от Моси…

  • Собственноручная записка Григория Распутина. [СПб., 1915]. Бумага, орешковые чернила. 1 л. сложен пополам (= 4 с.). 20,5×13 см; 20,5×26 см. Изначально лист был ...
Лот 67

Безупречный Готтенрот

  • Готтенрот, Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен / пер. с нем. С.Л. Клячко. ...
Лот 280

113 раз о цирке

  • Коллекция из ста тринадцати (!) цирковых плакатов / худ. М. Федоров, Л. Модина, М. Беляев, Ю. Белявский, В. Понярский. [М.; Л.]: «Внешторгиздат», [1960-1980-е ...
Лот 125

Футурист Брюсов

  • [Целый том сдвигов Брюсова и Северянина] Шемшурин, А. [автограф] Футуризм в стихах В. Брюсова. М.: Тип. Русского товарищества, 1913. [2], 264 с. 26×17,5 см. ...

    Review

    Rating