Уважаемые дамы и господа, поздравляем вас с наступающими праздниками!
Пожалуйста, ознакомьтесь с графиком работы Аукционного дома «Литфонд» на майские праздники.
ЗавершёнАукцион № 349, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №349
    23 сентября 2021 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

    23 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых представлено 360 лотов редких книг, автографов, фотографий и исторических бумаг на общую сумму около 10 000 000 рублей.

Лот 19

Топ-лот
лот 19
Каталог аукциона
[Цицианов, Д.И., князь] Настоящий Ревизор, комедия в трех днях или действиях, служащая продолжением комедии: Ревизор, сочиненной г. Гоголем. СПб.: В Тип. Христиана Гинце, 1836.
Стартовая цена:
200 000 руб. €2 010 $2 140
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 20 апреля
  • Евро99.58 руб.
  • Доллар США93.44 руб.
Финальная ставка:
200 000 руб. €2 010 $2 140
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 20 апреля
  • Евро99.58 руб.
  • Доллар США93.44 руб.
просмотров: 2 327
База знаний Литфонда

Цицианов, Д.И., князь

Настоящий Ревизор, комедия в трех днях или действиях, служащая продолжением комедии: Ревизор, сочиненной г. Гоголем. СПб.: В Тип. Христиана Гинце, 1836. VIII, 125 с. 19,5×12,5 см. Во владельческом полукожаном переплете эпохи. Потертости переплета. Лисьи пятна. На форзацы наклеены вырезки и заметки об издании, а также письмо из ГБЛ в ответ на запрос об авторе книги (от 1 авг. 1951 г.), отправленное в Куйбышев на имя А.К. Ширманова (его же экслибрис на форзаце).

***

Премьера комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» состоялась в апреле 1836 г. Как предполагают исследователи, сразу же после этого по инициативе Николая I была заказана пьеса, которая ослабила бы сатирическое звучание «Ревизора», и в которой были бы наказаны чиновники-преступники.

Один из зрителей, присутствовавших на премьере «Ревизора», вспоминал о настроении, царившем в театре после спектакля: «Общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: „Это — невозможность, клевета и фарс“». Первая же рецензия — а ей стала заметка Ф.В. Булгарина в «Северной пчеле» — также укоряла Гоголя в необъективности и прямом искажении истины. Поляк, сражавшийся в рядах наполеоновской армии против России, Булгарин обвинил мелкопоместного украинского дворянина Гоголя в отсутствии русского патриотизма: «Городок автора „Ревизора“ не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию». Кроме того, по мнению Булгарина, описанные в пьесе пороки административного устройства имели к России не больше отношения, чем к любой другой стране: «У нас, как и везде, как во Франции и Англии, есть злоупотребления, ибо они сопряжены с природою человеческой». Страсти, вызванные постановкой и публикацией гоголевской комедии, не утихали довольно долго. Ещё через три недели после премьеры П.А. Вяземский в письме А.И. Тургеневу сообщал: «Все стараются быть более монархистами, чем царь, и все гневаются, что позволили играть эту пиесу, которая, впрочем, имела блистательный и полный успех на сцене, хотя неуспех общего одобрения. Неимоверно, что за глупые суждения слышишь о ней, особенно в высшем ряду общества! „Как будто есть такой город в России!“ „Как не представить хоть одного человека, порядочного человека? Будто их нет в России?“»

Вероятно, именно неоднократно и громогласно заявленное желание «избранной публики» увидеть положительного героя -«порядочного русского человека» — и побудило взяться за перо литератора-дилетанта Д.И. Цицианова. Уже в середине мая 1836 года он представил на рассмотрение директора Санкт-Петербургских императорских театров А.М. Гедеонова свою пьесу «Настоящий Ревизор». И героев, и место действия Цицианов выбрал тех же и там же, что и у Гоголя. Просто «Настоящий Ревизор» начинался там, где его предшественник остановился. Дальнейшие же события развивались по требуемой общественным мнением формуле: «Зло должно быть наказано, добродетель да восторжествует!»

Сюжет «Настоящего ревизора» весьма незамысловат. Приехавший в город подлинный ревизор скрывает своё имя и ведёт переговоры с городничим через секретаря. Сам же, выдавая себя за пристава Рулёва, ухаживает за Марьей Антоновной. На балу, данном по случаю их помолвки, мнимый Рулёв предстаёт во всём блеске настоящего имени и звания. Городничего он отстраняет от должности, чиновникам предлагает подать в отставку, возвращённого в город Хлестакова отправляет прапорщиком в один из дальних гарнизонов, Землянику отдаёт под суд. В финале тоскующий по положительным героям зритель получает то, чего ему так недоставало у Гоголя — всепобеждающую добродетель. Как и полагается образцовому чиновнику, восстанавливающему «вертикаль власти» в отдельно взятом заблудшем городе, Проводов произносит перед провинившимися речь от имени той самой верховной, справедливой, всевидящей власти: «Я тот самый, которому поручено от высшего начальства утвердить в здешнем городе порядок, ниспровергнутый гнусными злоупотреблениями. Я исследовал все ваши козни и имел все средства взвесить гнусное ваше поведение. Вы заслужили примерное наказание, но, к счастью вашему, я люблю смягчать приговор законов, не ослабляя правосудия». При этом, как образец порядочности, Проводов-Рулёв не отказывается от своего намерения жениться на Марье Антоновне. Заканчивается пьеса горестным возгласом почтмейстера: «А Городничий всё-таки тесть Ревизору!»

Любопытно, что, как и в случае с «Ревизором» Н.В. Гоголя, судьба этой пьесы также решалась на «высшем уровне». Возвращая Гедеонову рукопись «Настоящего Ревизора», министр двора П.М. Волконский в сопроводительной записке извещал того, что «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: послать оную комедию в Цензуру на рассмотрение». Вполне естественно, что с такой рекомендацией разрешение и на постановку, и на публикацию было получено моментально. 14 июля 1836 года в Александринском театре после пяти действий гоголевского «Ревизора» те же артисты разыграли три действия «Ревизора» цициановского. Увы, триумф добродетели не состоялся. А.И. Храповицкий, находившийся в тот вечер среди публики, по возвращении домой записал в дневник: «Господина настоящего ревизора ошикали. Туда ему и дорога! Такой галиматьи никто ещё не видал». В небольшой статье, помещённой в журнале «Библиотека для чтения», рецензент высказался чуть более осторожно, но всё-таки достаточно сурово: «„Настоящий ревизор“ доказывает две истины: первую ту, что у отцов весьма умных бывают дети, далеко уступающие в уме отцам, и вторую ту, что всякой шалости и шутке есть пределы, за которыми и то и другое становится вовсе несмешным».

Поставленный императорскими театрами обеих столиц, «Настоящий Ревизор» и в Петербурге, и в Москве выдержал всего лишь по три представления, после чего навсегда сошел со сцены. Незаметно исчезло с книжных прилавков и превратилось в библиографическую редкость единственное издание цициановской комедии.

Провенанс: из собрания библиофила, самарского краеведа Алексея Константиновича Ширманова (1904-1978).

Лесман № 2450.

Библиохроника, В некотором царстве, Книга вторая (1647-1977) // библиохроника.рф

Аукцион №349
23 сентября 2021 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

23 сентября Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых представлено 360 лотов редких книг, автографов, фотографий и исторических бумаг на общую сумму около 10 000 000 рублей.

Посетители сайта Литфонда сами выбрали 13 топ-лотов предстоящих торгов:

  1. Лот 309. [Под шатром] Фотография «Владимир Высоцкий в цыганском театре „Ромэн“» / фотограф Б. Яровой. М., 1975.
  2. Лот 1. [Одна из русских инкунабул] Октоих. [Церковнослав. яз.]. Вильна : Печ. Василий Михайлович Гарабурда, 4 августа 1582.
  3. Лот 19. [Цицианов, Д.И., князь] Настоящий Ревизор, комедия в трех днях или действиях, служащая продолжением комедии: Ревизор, сочиненной г. Гоголем. СПб.: В Тип. Христиана Гинце, 1836.
  4. Лот 5. Лепренс (Le Prince), Жан-Батист. Альбом гравюр из 10 различных «русских» сюит / рисунки выполнены с натуры и гравированы в технике офорта Ж.-Б. Лепренсом. [На фр. яз.]. Париж, 1764-1768, 1770-1775.
  5. Лот 200. [Премьерный вариант плаката последней частной антрепризы с Утесовым. Предлагается впервые] Рекламный плакат музыкальной комедии в 3-х действиях, по Фридману, «Мендель Маранц» / худ. Н. Акимов. Участв. Л. Утесов и др. Л.: Свободный театр, 1926.
  6. Лот 31. [Роскошный экземпляр из собрания великого князя Николая Николаевича ст.] Богданович, М. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. Составлена по высочайшему повелению. В 3 т. Т. 1-3. СПб.: Издание Торгового дома С. Струговщикова, Г. Похитонова, Н. Водова и К°, 1859-1860.
  7. Лот 10. [Из собрания П. Губара] Новое путешествие по моей комнате / пер. с. фр. Кряжев. М.: В Привилегир. тип. Кряжева, Готье и Мея, 1803.
  8. Лот 305. Лот из четырех фотографий С. Крамарова бытового характера. 1970-е гг.
  9. Лот 242. [Хулиганская уника] Что делать и как вести себя в жизни. Сборник указаний, советов и предостережений с присовокуплением описаний аналогичных случаев из жизни великих мужей в вопросах и ответах. [Л.]: Epidemia, 1934. 4 л. + Вложение: Неизданные (пока!) творения П. Григорьевсого. Две надписи к двум портретам двух алкоголиков. [К портрету С. Есенина. К портрету E.T.A. Hoffmann]. Самсебеиздат, 1934.
  10. Лот 33. Радецкий И.М. Альманах гастрономов, заключающий в себе состав блюд девяноста полных обедов, означенных записками (menu) русскими и французскими, правила для накрытия стола, служения за оным, порядок вин, подробное служение на балах, объяснение о покупке и продаже жизненных припасов, их сохранение; объяснение изготовления, с обозначением нужного количества, более 2000 кушаньев, столов в день Св. Пасхи и Рождества, сочельника, блинов, обедов сырной недели, постных рыбных и грибных, пуншев, мороженого и пр., а равно заготовления впрок на зиму продуктов по французскому способу / сост. И.М. Радецким, бывшим метрдотелем Его Императорского Высочества Герцога Максимилиана Лейхтенбергского, С.-Петербургского дворянского собрания, князей Паскевича и Витгенштейна. 2-е изд., переделанное и умноженное, с 68 политипажами в тексте и 12 таблицами хромолитографированных рисунков. СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1877.
  11. Лот 185. Брик, О.М. [автограф Л. Гринкругу]. Не попутчица. М.; Пг.: Госиздат, 1923.
  12. Лот 272. [Автограф Л. Савинкову] Ремизов, А. Повесть о двух зверях Ихнелат. Париж: Оплешник, 1950.
  13. Лот 20. [Редчайшая брошюра] Биография Тальони. Стихотворения, извлеченные из ее альбома. СПб.: В Тип. III отд. собств. Е.И.В. канцелярии, 1837.

Предаукционный показ проходит с 14 по 23 сентября (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 23 сентября в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 265

Ораниенбаум с бортов Люфтваффе

  • [Снято в 10:00 6 октября 1941 с самолетов Люфтваффе] Немецкая аэрофотосъемка советских антифашистский укреплений близ окрестностей Ораниенбаума. 6 окт. ...
Лот 185

Милому Левушке на сон грядущий

  • Брик, О.М. [автограф Л. Гринкругу]. Не попутчица. М.; Пг.: Госиздат, 1923. 36 с. 22,7×15,2 см. В издательской обложке, выполненной в духе конструктивизма А. ...
Лот 13

На что суды, на что законы?

  • О суде по совести. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1816. XIII, [3], 212, [4] c. 20,5×12,5 см. Полукожаный переплет эпохи. Потертости по краям переплета, незначительные ...
Лот 206

Кому не повезло?

  • [Фотомонтаж — это детище кино] Рекламный плакат кинокомедии «Не повезло» / худ. Н. Прусаков. М.: Издание «Совкино»; Типо-литография ...
Лот 20

Редчайшая Тальони

  • [Редчайшая брошюра] Биография Тальони. Стихотворения, извлеченные из ее альбома. СПб.: В Тип. III отд. собств. Е.И.В. канцелярии, 1837. 46 с. 17×11,2 см. ...
Лот 138

Ввиду технической импотенции…

  • [Моим любовникам посвящаю] Игнатьев, И.В. Эшафот эго-футуры. СПб.: Петербургский глашатай, 1914. 16 с., портр., нот. 22,8×15 см. В издательской обложке. Разводы ...

    Ближайшие аукционы