Редчайшее курьезное издание
История Ерофея Ерофеича, изобретателя Ерофеича, алегорически горькой водки. Творение российского автора, прозванного Старый Индейский Петух, изданное Иваном Крыловым. М,: Тип. Сергея Орлова, 1863. 80 с. 22×14 см. Необрезанный и частично неразрезанный экземпляр. Сохранена задняя часть издательской обложки. Фрагментарные загрязнения страниц, в начале блока бледные потеки.
В наши дни слово «ерофеич» входит в словари с пометой «устаревшее» и требует пояснений. Однако полтора столетия назад вряд ли нашёлся бы в России человек вне зависимости от пола, возраста или происхождения, не знавший, хоть понаслышке, что это такое. В. И. Даль классифицирует «ерофеич» (вариант: «ерошка») как «горькое вино», «настойку» или «водку, настоянную на травах», приводит производный глагол «ерофейничать» в значении «пьянствовать». Историографом «ерофеича» решился стать обладатель громкого литературного имени — Иван Крылов. От знаменитого тезки — прославленного баснописца — помимо разницы в дарованиях, его отличало отчество — Захарович. За три десятилетия писательского труда купеческий сын И.З. Крылов опубликовал около 20 книг, среди которых — исторические романы, повести «из светской жизни», сказки, предания, очерки, а также «Историческое описание всех коронаций государей всероссийских». Не стала исключением и «История Ерофея Ерофеича...», являющаяся, по сути дела, вольной разработкой сюжета о возникновении славной настойки. По версии автора распространением «ерофеича» по территории огромной империи русские обязаны случайной встрече на постоялом дворе, имевшей место в царствование Екатерины Великой. Некий чиновник средней руки, путешествовавший по казенной надобности, остановился там на ночь, а хозяин, услышав его надсадный кашель и узнав, что тот уже несколько лет страдает «грудной» болезнью, посоветовал обратиться к деревенскому знахарю по имени Ерофей Ерофеевич. Чиновник приказал вызвать диковинного врачевателя и с изумлением услышал, что чудодейственное лекарство, которым крестьянский эскулап с неизменным успехом пользовал жителей окрестных селений, — это пенник (т.е. хлебная водка), настоянный на травах. После долгих сомнений чиновник начал лечиться целебным настоем, который вся округа дружно именовала «ерофеичем», а по возвращении в Петербург, выздоровев, порекомендовал его тяжело больному сиятельному вельможе. Так известность «ерофеича» распространилась сначала по обеим столицам, а затем и по всей России. Выразив сожаление о том, что слава «ерофеича» постепенно ушла в прошлое и травяная водочная настойка оказалась вытеснена из погребов и сердец русского народа новомодными винами, автор завершал книгу гимном обожаемому напитку: «Это моё сочинение основано всё на любви: в нём рассказывается, как породилась и развилась самая сильная, самая страстная, самая необузданная любовь русского народа к „ерофеичу“, любовь, уже исчезнувшая теперь, но с которой не может сравниться ни одна пламенная любовь пылкого юноши к очаровательной деве». Библиохроника, В некотором царстве, Книга третья (1725-1980) // библиохроника.рф