Антисоветский можжевельник
Соостер Юло Йоханнесович (1924–1970) (?) «Пейзаж с можжевельником». 1963.
Холст, масло, 51×66 см. У нижнего края авторские подпись и дата.Аскетические, «протестантские» штрихи и линии, сдержанные колористические решения, ограниченное число излюбленных сюжетов — рыба (христианский мотив), яйцо (отсылка к шумерскому мифу о сотворении мира), можжевельник (символ родины — острова Хийумаа), — характерные приметы живописи и графики Соостера, — повторяются в десятках его композиций.Известный эстонский график, один из крупнейших представителей «неофициального искусства». Учился в Тартуском государственном художественном институте (1945–1949). Репрессирован в 1949 году вместе с группой однокурсников по обвинению в антисоветской пропаганде и создании террористической группы, намеревающейся захватить самолет для побега во Францию. Все работы, находящиеся в мастерской, было приказано сжечь. Приговорен к 10 годам лагерей. Освобожден и реабилитирован в 1956 году. С 1957 жил в Москве, зарабатывал на жизнь оформлением журналов и книг (в издательстве «Знание» и др.). В качестве художника-постановщика вместе со своим другом и соратником Юрием Соболевым-Нолевым создал мультфильм «Стеклянная гармоника» (режиссер Андрей Хржановский, 1968) на музыку Альфреда Шнитке, написанную специально для этого проекта. Мультфильм был запрещен в 1969 году. Современники Соостера вспоминают его прежде всего как философа, интеллектуала, человека, размышляющего об основах мироздания. Соостер — экспонент многочисленных отечественных и зарубежных выставок. По свидетельству Лидии Соостер, Н.С. Хрущев, «оценив» лунный пейзаж на картине художника, предложил вместо Луны отправить автора «на пленэр» в лагеря, на что художник ответил «Я там уже был». Картины Соостера хранятся в музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Московском музее современного искусства, Музее изобразительных искусств Эстонии, Музее Циммерли Рутгерского университета (Нью-Джерси, США), Тартуском музее искусств (Эстония).