[От одной из ведущих ювелирных фирм Москвы] Икона «Свв. Николай Чудотворец и праведная Анна». Живопись — Москва, 1875; оклад — Москва, мастерская Д.А. Горбунова, 1875.
Дерево, масло; серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка, гильошировка. Размер 31×25,7×2,4 см.
Клейма: 84 пробы с гербом Москвы «Георгием Победоносцем», инициалами пробирного мастера «И.К» над датой «1875», мастерской «ДГ».
Сохранность: точечные утраты красочного слоя, кракелюр.
Икона, вероятно, была написана по заказу супружеской четы (с именами Николай и Анна) и изначально предназначалась под оклад, что объясняет обобщенную трактовку «доличного» (одежд, пейзажа, фона). Тем не менее она могла бы существовать и самостоятельно: фигуры правильно размещены в пространстве, их одежды объемны, складки моделированы светотенью, пейзаж при всей условности достаточно убедителен.
Основные типы изображения св. Николая Чудотворца сложились в искусстве Византии XI-XIII веков. Согласно житию, написанному в Х веке греческим агиографом Симоном Метафрастом, св. Николай был епископом города Миры Ликийские (отсюда его прозвание «Мирликийский») и сотворил многие чудеса как при жизни, так и после кончины.
Св. праведная Анна — пророчица, жившая при Иерусалимском храме и приветствовавшая Младенца Христа, когда Его принесли в храм на сороковой день после рождения (Сретение Господне).
Мастерская серебряных изделий Дмитрия Андреевича Горбунова в конце XIX — начале ХХ века располагалась в собственном доме Д.А. Горбунова на Сорокосвятской улице и специализировалась на производстве церковной утвари (известна до 1908 года). Произведения мастерской хранятся в собрании ГИМа и Музея истории религии, специалисты считают ее одной из ведущих фирм Москвы.
Экспертное заключение И.Л. Бусевой-Давыдовой.