32 литографии С. Ровинского
Испания грандиозная и фантастическая / пред. Хосе Ортега-и-Гассет. [L’Espagne grandiose et fantastique. На фр. яз.] Париж: Изд. Автора, 1932. 76 л., ил. 40×32,5 см. Несброшюрованное издание без обложки и переплета. Лисьи пятна. Редчайшее издание литографий Сергея Ровинского, выпущенное им за собственные деньги общим тиражом в 346 нумерованных экземпляров. Наш экземпляр № 228 на веленевой бумаге сорта «Arches» с соответствующими филигранями.
Издание включает в себя небольшое предисловие известного испанского философа-экзистенциалиста Хосе Ортеги-и-Гассета и 32 несброшюрованных листа больших, полностраничных, цветных литографий Сергея Ровинского. Литографии отпечатаны в известной мастерской «Daniel Jacomet». Каждая литография посвящена одному испанскому городу, все иллюстрации накладные и проложены защитной калькой. Рисунки Сергея Ровинского очень насыщены светом, который пронизывает собой почти каждый фрагмент и дает необычайно богатую гамму цвета охры: желтый, песчаный, рыжий, бронзовый, золотой, кирпичный, терракотовый, медный, оранжевый, шоколадный, медовый, карри и т.п. Очевиден также некоторый параллелизм рисунков Ровинского с рисунками сангиной Александра Яковлева и Василия Шухаева (Ровинский учился в их мастерской в начале 1920-х). Ровинский Сергей (1895-1945) — живописец, художник прикладного искусства, внучатый племянник историка искусства и коллекционера графики, сенатора Д.А. Ровинского. Детство провел в Маньчжурии, где впервые познакомился с китайской лаковой живописью. Окончил кадетский корпус и инженерное училище в С.-Петербурге. В Первую мировую войну служил в саперных частях, разработал систему скоростного наведения мостовых переправ и был награжден Георгиевским крестом. Сражался на Французском фронте, затем воевал в Белой армии. В 1920 эмигрировал во Францию, поселился в Париже и решил посвятить себя искусству. Учился в мастерской А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева, затем у А. Бурделя. Подолгу жил в Испании, создал много работ на испанские темы. Расписал четырехметровую панель для собора в Толедо. Исполнил проект декораций к спектаклю по испанским мотивам для Балета Иды Рубинштейн (начало 1930-х). Провел персональные выставки в своей парижской мастерской (1924, 20, rue de Navarin), в галереях J. Charpentier (1930, цикл лаков «Испания грандиозная и фантастическая»; 1937, цикл лаков «Земля Испании») и G. Petit (1932, рисунки для книги «Испания грандиозная и фантастическая»), в галерее P. Loujetzky в Гааге (1937). Участвовал в выставках русского искусства в Париже (галерея La Renaissance, 1932) и Праге (1935), в Международной выставке в Париже (1937, лаковые панно) и салоне Художников-декораторов (1939). Работы были приобретены Люксембургским музеем. Член Общества «Икона».