Коллекционерам русского фарфора нужно быть особо внимательными и не опаздывать к началу аукциона, так как один из главных топ-лотов аукциона — лот № 6, поднос екатерининского времени с изображением пасторальной сцены, созданный мастерами Императорского фарфорового завода. Предметы подобного уровня — исключительное событие на антикварном рынке. В 2015 году рюмочная передача Императорского фарфорового завода с аналогичным пасторальным сюжетом была продана на аукционе Christie’s за 143 000 долларов.
Еще один редчайший предмет — скульптура из серии «Типы славянских народностей» А.К. Шписа, созданный на Императорском фарфоровом заводе скульптором-формовщиком Михаилом Даладугиным. Определенное место в творчестве А.К. Шписа занимало создание образов «людей из народа», причем не только России, но и других стран. В собрании Елагиноостровского дворца-музея находятся парные скульптуры из серии «Типы славянских народностей», сделанные по моделям Шписа в 1860-е годы. Из архивных документов известно, что в декабре 1869 года Шпис представил заводу две большие восковые модели женской и мужской фигур в крестьянской одежде и получил за эту работу 300 рублей. Бисквитные парные фигуры крестьянской девушки и юноши, исполненные в 1869 году, были преподнесены в дар от императорской семьи придворному живописцу К.Т. фон Неффу. В настоящее время произведения из личной коллекции Неффа находятся в собрании Кадриоргского художественного музея (Эстония). Аналогичная скульптура хранится также в собрании Государственного Эрмитажа. Появление подобной работы в открытой продаже — большое событие.
Не менее уникальные предметы ожидают коллекционеров русского стекла. В частности, это ваза глушеного стекла с декором в восточном стиле, созданная мастерами Императорского стеклянного завода. В 1860-х — 1870-х годах, в контексте историзма, усиливается интерес к персидскому орнаменту, восходящему, преимуществено, к поливной декоративной керамике XVI-XVII веков. Мастера Императорского завода профессионально владели тонкой кистью, создавая на стекле изощренные узоры, вдохновленные творчеством восточных керамистов. В живописном цехе ИСЗ рождается своего рода «персидская» серия, которая по типологии орнаментальных элементов приближается к восточным образцам.
Коллекционерам живописи и графики XIX — первой половины ХХ века будут интересны работы таких мастеров, как Г.С. Седов, Ф.П. Чумаков, Е.Е. Волков, С.А. Дилакторский, С.С. Платонов, Х.Д. Костанди, Г.П. Кондратенко, М.А. Волошин, С.М. Колесников, В.И. Уфимцев, Е.С. Кругликова, Ф.С. Богородский, А.В. Ганзен, Ю.И. Пименов, Г.Е. Глюкман, Г.К. Лукомский, М.И. Авилов, С.В. Герасимов, Г.К. Савицкий.
Редчайший предмет скульптуры — «Голова жирафы» выдающегося скульптора И.С. Ефимова. Работа выполнена в конце 1930-х годов из кованой меди. Это первая проба в материале, из которого уже в 1958 году будет изготовлена уже большая скульптура, хранящаяся ныне в Третьяковского галерее. «Я один из первых скульпторов вводил этот новый в то время материал — кованый металл — я сделал в этом материале сорок работ... Рисовал для теневого театра жирафу и решил делать в чеканной меди 1.15 м... Как её воспеть! В бронзе — натурально, тяжело, а этот — дутый, легкий... фактура, получающаяся от молотка на металле, даёт живую поверхность» (Иван Ефимов «Об искусстве и художниках», М., 1977, с. 119).
Предаукционный показ проходит с 11 по 18 декабря (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 18 декабря в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru.