Мундир городового Московской столичной полиции, образца 1884 г. [М., конец XIX — начало XX в.]. Сукно, металлические крючки. В хорошем состоянии, следы бытования.
После реформ 1860-х гг. в составе столичных и городских полиций возникла категория городовых — нижних чинов, в обязанности которых входило несение патрульно-постовой службы. За каждым городовым был закреплен определенный пост с прилегавшей к нему территорией. Кроме того, на случай усиления постов и массовых мероприятий существовал так называемый полицейский резерв. По должностному положению городовые делились на три оклада (младший, средний и старший). Постовые городовые подчинялись околоточному надзирателю, резервные — начальнику полицейского резерва.
26 апреля 1884 г. городовым Московской столичной полиции было присвоено обмундирование, просуществовавшее вплоть до Февральской революции. Основу его составлял темно-зеленый длиннополый кафтан без пуговиц, застегивавшийся на крючки. Сзади ниже талии закладывался и застрачивался ряд складок. Стоячий закругленный воротник и прямые обшлага отделывались выпушками из красно-оранжевого сукна. Погон кафтан не имел, знаками различия служили наплечные шнуры красно-оранжевого цвета. На шнуры надевались посеребренными «гомбочки» — бочкообразные металлические кольца, фактура поверхности которых имитировала тканую нить. Количество гомбочек обозначало оклад жалованья: одна гомба — младший, две — средний и три — старший оклад. Подкладка делалась из льняной или хлопчатобумажной ткани. Отличием мундира Московской столичной полиции от мундиров других столичных и городских полиций была узкая оранжевая тесьма, нашивавшаяся по переднему и верхнему краю воротника вплотную к выпушке. В 1892 г. для отличия городовых, до поступления в полицию служивших в армии, были введены так называемые «карточки» — контр-погоны с нашивками по званию, пришивавшиеся под наплечным шнуром возле плеча. Те, кто до поступления в полицию в армии не служил, карточек не носили. На практике наплечные шнуры могли быть как прямыми, сшитыми из сложенного втрое шнура, так и плетеными (последние городовые, как считается, покупали за собственный счет).
По покрою полицейский кафтан весьма напоминал армейский пехотный мундир образца 1881 г., отличаясь от последнего главным образом более длинной юбкой с заложенными сзади складками. Так же, как и в армии, мундирное сукно именовалось «темно-зеленым» лишь номинально — фактически оно было черным с еле заметным темно-зеленым оттенком. В годы первой мировой войны из-за дефицита ткани полицейское обмундирование стали шить из черных сукон любой подходящей фактуры. Приборное сукно также стало дефицитом (красители для него до войны ввозились из-за границы). Поэтому вместо красно-оранжевого сукна для отделки мундиров стали использовать более доступное красное, того же оттенка, что в армии. Вместо льняных тканей мундиры стали подбивать так называемым тифтиком — хлопачтобумажной материей черного или темно-серого цвета, характерного косого переплетения. Заготавливались мундиры частными подрядчиками, после выдачи на руки каждый городовой заказывал портному пригонку по фигуре, на что специально отпускались деньги.
После ликвидации старой полиции в марте 1917 г. самосуды уголовников над бывшими полицейскими стали обычным явлением. Во время же Советской власти принадлежность к полиции означала практически неизбежное преследование по политическим мотивам. Бывшие городовые и их родственники массово избавлялись от любых признаков принадлежности к полиции — от наград и мундиров до документов и фотографий. Поэтому в наши дни предметы полицейского обмундирования периода до 1917 г. практически не встречаются. Мундиры данного типа известны в трех экземплярах. Два из них, включая данный, хранятся в частных коллекциях. Третий находится в собрании Иркутского областного краеведческого музея. Музейный мундир практически полностью повторяет данный, отличаясь только наплечными шнурами.
Провенанс: из собрания самарского коллекционера Андрея Владимировича Болдырева