Возродила стиль бело-синей Гжели
Скульптура «Конезаводчица». СССР, Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика», Н.И. Бессарабова. 1950-е — 1960-е.
Фарфор, роспись, золочение. Высота 26 см. Марки: зеленым «ХК» в треугольнике, красным «1с» в треугольнике. Сохранность: следы бытования. Наталья Ивановна Бессарабова (1895-1981) — художник, скульптор-керамист. В 1918–1921 годах училась в воронежском отделении Вхутемаса (педагоги А.А. Бучкури и С.М. Романович). После кратковременно брака с В.Ф. Рындиным в 1922 году вышла замуж за художника Б.А. Бессарабова. В 1925–1944 годах работала художником в театрах страны. В 1944–1955 годах работала в лаборатории керамики Научно-исследовательского института художественной промышленности. В 1945 году совместно с искусствоведом А.Б. Салтыковым приступила к возрождению гжельских фарфоровых промыслов. «В поисках „новой старой“ технологии для гжели Салтыков и Бессарабова кинулись в музеи, в том числе в Исторический, и там обнаружили гжельскую кобальтовую роспись на полуфаянсе XIX века <...>. Стало понятно, что кобальт — это идеальное решение» («„В наших условиях может выжить только фарфор...“ — мифы и правда о гжельском промысле», Е. Вешняковская, Наука и жизнь, № 9, 2013). Работая на Турыгинском заводе художественной керамики, создала ряд собственных изделий и смогла обучить новой технике росписи нескольких мастериц. Работы Н.И. Бессарабовой находятся в российских музейных собраниях, среди них ВМДПНИ, ГИМ, ГРМ.