Русский ответ на французский трофей
Бокал-флейта в честь взятия Парижа в 1814 году. Россия, Императорский стеклянный завод (ИСЗ). После 1814.
Бесцветный хрусталь, молочное стекло, алмазная грань, шлифовка, роспись золотом. Высота 18,5 см. На накладном медальоне молочного стекла вензель императора Александра I и надпись золотом: «Парижъ взятъ / 19 Марта / 1814».Бокалы, кружки, графины из бесцветного хрусталя с медальонами молочного стекла хранятся в собрании Государственного исторического музея. Подобной техники не знал ни один европейский центр стеклоделия. По-видимому, идея украсить изделия из прозрачного стекла белым медальоном была навеяна технологией так называемой кристаллокерамики или сульфидов, когда в массу прозрачного стекла вплавлялись белые барельефы, выполненные из фарфора, гипса, алебастра. Наиболее распространена эта техника была в начале XIX века во Франции, а затем и в Англии. Вернувшиеся из заграничных походов военные привозили с собой сувениры подобного рода, и русское стеклоделие своеобразно отреагировало на эту моду. Так появились памятные бокалы, рюмки с рельефными медальонами молочного стекла. В медальонах в технике гризайль, создающей иллюзию гравюры или скульптурного барельефа, стали воспроизводить портреты героев, образовавшие целую серию портретной миниатюры. Помещали в них также аллегорические композиции, но чаще всего торжественные золотые надписи.