С автографом для Е. Евтушенко
Божнев, Б. Утро после чтения «Братьев Карамазовых». Поэма. [Марсель], 1948. 28 с. 30×25 см. В издательской обложке. Надрыв передней части обложки с последующей попыткой подклейки в внутренней стороны. Продольный залом блока посередине. На первом пустом листе автограф: «Евгению Евтушенко с рассветным приветом Борис Божнев февраль 63». В конце текста чернилами: «Божнев».
Борис Борисович Божнев (1898-1969) — выдающийся русский поэт из первой волны эмиграции. Первая его поэтическая книга «Борьба за несуществование» появилась уже в Париже, в 1925 году. Подавляющее большинство своих произведений Божнев предназначал «немногим избранным»: в тяжелых условиях эмигрантского существования и чудовищных сложностей с публикацией написанного, он на определенном этапе выбрал для себя роль изгоя, отказавшегося от участия в литературной жизни русского зарубежья, порвавшего почти полностью с русскоязычной средой, но тем не менее продолжавшего активно творить на родном языке. Исследователь творчества Б. Божнева Н. Мельников пишет, что поэт «рассылая свои книги (ныне представляющие библиографическую редкость) небольшому числу „истинных ценителей прекрасного“, разбросанных едва ли не по всем пяти континентам (отсюда и название самодеятельного божневского „издательства“ — „Five Continents“), скромный Борис Борисович прилагал к каждому экземпляру сопроводительное письмо примерно следующего содержания (по свидетельству Бронислава Сосинского): „Если Вам дорога русская поэзия, Вы должны принять эту гениальную поэму (или сборник гениальных стихов), а за труды тяжкие гениального автора и чтоб он не умер с голоду и не ночевал под парижскими мостами Вы должны прислать ему, по крайней мере, 10 долларов США. Если у Вас их в данный момент нет, то одолжите у друзей, конечно, без отдачи: поворчат ваши друзья и... простят. Но зато Ваша библиотека украсится новым шедевром — эпохальной вехой в истории русской поэзии“». После войны, когда Божнев обосновался в Марселе, он «кустарным» способом издает целый ряд поэтических книг: «Оратория для дождя, мужского голоса и тумана» (1940; опубл. 1948), «Фуга светлых следов» (1948). «Колокольный звон над „Царство Божие внутри нас“» (1948). «Утро после чтения „Братьев Карамазовых“» (1948). «Уход солдат на русско-японскую войну» (1949). «Высоко белеющие строки и свист площади» (1949). Все эти издания, естественно, вышли необычайно маленьким тиражом и являются библиографической редкостью. Турчинский, с. 86.