Эскиз к последнему значительному произведению мастера
Суриков Василий Иванович (1848–1916) «Монахиня». Этюд к картине «Посещение царевной женского монастыря» (1912). 1911.
Холст, картон, масло, 16,4×23,4 см. В правом нижнем углу авторские подпись и дата: «В. Суриковъ / 1911 г.».Полотно «Посещение царевной женского монастыря» стало последним значительным произведением великого русского исторического живописца Василия Сурикова. По свидетельству внучки художника Н. Кончаловской, позировавшей для картины, произведение было создано им под впечатлением от книги историка Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Сурикова поразил рассказ о судьбе молодых царевен в эпоху средневековой Руси. С рождения они являлись «пленницами» царских теремов, а достигнув совершеннолетия, могли выйти замуж только за равного себе по положению. Брак с иностранным принцем был исключен по религиозным соображениям. Дочерям царского рода оставался лишь один путь — пострижение в монахини, богатое приданое при этом жертвовалось на нужды церкви. Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (Н.С. Игнатова, А.Б. Дергачева).Выдающийся русский живописец второй половины XIX века, с чьим именем связан новый расцвет исторического жанра. Почетный член МОЛХ. С 1856 по 1958 год учился в приходском училище в Красноярске, затем в 1858–1861 годах в уездном училище, где получил первоначальные навыки в рисовании у Н.В. Гребнева. Под его руководством продолжал заниматься рисунком и живописью до 1866 года. В 1869 году переехал в Петербург. В течение нескольких месяцев посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников, где учился у М.В. Дьякова. В том же году поступил в ИАХ, занимался сначала в качестве вольнослушающего, с 1870 года — постоянного ученика в классе исторической живописи у П.М. Шамшина, Б.П. Виллевальде, Ф.А. Бруни, Ф.И. Иордана, К.Б. Венига, Т.А. Неффа, с 1873 года — в мастерской П.П. Чистякова. Принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, также являлся участником абрамцевского художественного кружка и кружка «Среда» (Шмариновские среды). Помимо станковой живописи, работал как акварелист. Обращался к книжной графике: в 1890–1900-х годах принимал участие в иллюстрировании издания Н.И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век» (СПб, 1896–1911), оформлял собрания сочинений А. С. Пушкина (М., 1899), М. Ю. Лермонтова (М., 1914–1915). Произведения художника представлены в крупнейших музейных собраниях России — в ГТГ, ГРМ, также в Красноярске открыт Музей-усадьба Сурикова.