Изящное литературное воровство
Амори. «Финал». Роман из современной жизни. (Окончание произведения «Яма» А.И. Куприна). СПб.: Тип. Акц. общ. тип. дела, 1913. 191 с. 19,6×13,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Потертости переплета, загрязнения страниц, небольшие надрывы. Утрата с. 97-98, свободных листов форзацев. Суперэкслибрис «П.О.».
Граф Амори — псевдоним писателя, критика, первого русского музыкального продюсера, киносценариста Ипполита Павловича Рапгофа (1860-1918). Репутацию бульварного писателя ему составили многочисленные романы, вышедшие с 1912 по 1915 годы. Романы Рапгофа, как правило, написаны в авантюрном жанре: это либо «модернизации» плутовского романа из купеческо-мещанской жизни («Золото и кровь», «Банкир-преступник»), либо альковные истории из жизни аристократов («Рабы страсти», «Сановные шалости»). В годы первой мировой войны Рапгоф переезжает в Москву, где по его сценариям было снято около 20 фильмов, выполненных, как и романы, в авантюрно-приключенческой манере. Некоторые из них сделаны на основании произведений Ф.М. Достоевского и Ги де Мопассана, другие — на политические темы — о зверствах немцев в оккупированной Польше, о «кровавом воскресеньи», о провокаторе Азефе. В литературной практике И. Рапгофа были случаи присвоения им чужих произведений. В 1900-е гг. он использовал имя А. Вербицкой и издал продолжение ее популярного романа «Ключи счастья». Рапгоф имел намерение ввести в заблуждение поклонников писательницы и продать свою книгу под видом ее произведения, однако своей причастности к роману он не утаивал, о чем и написал в заглавии „«Побежденные. Роман с послесловием графа Амори. Окончание романа „Ключи счастья“ Вербицкой». Такую же схему он применил и с романами А. Куприна «Яма» и Арцыбашева «Санин». Авторы оригинальных произведений по-разному реагировали на действия Рапгофа. А.И. Куприн был оскорблен. В случае с М.П. Арцыбашевым его бурной реакции не могло последовать, поскольку книга Рапгофа вышла через шесть лет после романа «Санин», который, к тому же, имел открытый финал.