Дезидерата русского авангарда
Крученых, Алягров. Заумная гнига. Цветные гравюры О. Розановой. М.: Тип. Работнова, 1915 [на обл.: 1916]. 21 л.: ил., 2 л. обл. 22,7×19 см. В издательской обложке. Надрывы полей обложки, утрата корешка. Первая гравюра отделена от блока. Небольшие надрывы полей выступающих листов. Листы чистые, в целом, в хорошей сохранности. Издана тиражом 140 экземпляров.
Тексты стихотворений напечатаны наборными штампами красным цветом. Иллюстрации выполнены в технике линогравюры. Обложка и заголовок набраны типографским способом. На обложке наклейка из бумаги в форме сердца. На некоторых экземплярах к сердцу была пришита (или приклеена) пуговица. На представленном экземпляре — на бумажном сердце есть круглый след от пуговицы, а сама пуговица приложена отдельно. Наш экземпляр отличается от описанного в «Книгах русского кубофутуризма» Владимира Полякова: вместо текстового листа «К житься Круч еных» (с наклейкой) в нашем экземпляре присутствует линогравюра Ольги Розановой «Трефовый валет», в библиографии Полякова не описанная и в большинстве известных экземпляров отсутствующая. «Заумная гнига» — первый опыт книжных наклеек Розановой, переход к штучному, авторскому изготовлению книг. Работу над серией линогравюр, изображающих карточных героев, Розанова начала летом 1914 г. Тогда же она начала работу над живописными вариациями этой темы. Уже в следующем году живописная серия и 11 полотен была показана на выставке «картин левых течений». Летом 1915 года литературовед и друг Крученых Андрей Шемшурин предложил финансовую поддержку для издания этой серии, и в августе, вместе с заумными стихами А. Крученых и Р. Якобсона, скрывшегося под псевдонимом Алягров, она вышла из печати. Книга вышла с неправильной датой: на обложке указан 1916 год. Якобсон позднее вспоминал: «Крученых поставил 1916 год, чтобы это была „гнига“ будущего. А вышла она раньше, во всяком случае в работу все было сдано в четырнадцатом году, и писал я это до войны». Характер бумаги и тоновое решение оттисков отличаются в разных экземплярах. По свидетельству художницы линогравюры для книги печатались «на бумагах тетрадной, оберточной, слоновой и др.» тиражом 150 экземпляров каждая. Крученых на задней части обложки экземпляра, хранящегося в музее Маяковского, сделал пометку — «тираж 100 экз». В «Книжной летописи» указан тираж 140. Экземпляр обладает коллекционной ценностью музейного уровня. Поляков № 74, Розанов № 3097, Боровков, А. Заметки о русском авангарде, с. 132 — «Крайне редко можно найти экземпляры с десятью линогравюрами. Обычно в книге нет изображения „вальта трефей“, которое считается изображением Алексея Крученых. Почему в большинстве известных экземпляров это изображение отсутствует — тема для искусствоведов».