Именной экз. № 61 из числа «не для продажи»
Яковлев, А. Зарисовки Азии. Выполненные в третьей экспедиции «Ситроен» в Центральную Азию. Третья миссия Г.-М. Хаарда, Л. Одуэн-Дюбрея. [Iacovleff, A. Dessins et peintures d’Asie. На фр. яз.]. Париж: Lucien Vogel, 1934. [34] с., ил.; 50 л. ил. 37,5×27,5 см. Текст в издательской обложке, все издание в картонажной папке. Блок текста скреплен лентами. Трещина на корешке папки, оборвана одна завязка. Тетрадь с текстом: небольшие лисьи пятна, блок по верхнему краю с незначительными следами от влаги. Хорошая сохранность экземпляра.
Прилагается брошюра: Экспедиция Ситроен в Центральную Азию. [L’Expédition Citroën Centre-Asie. Troisième mission G.-M. Haardt, L. Audouin-Dubreuil. На фр. яз.] Париж: L’Edition artistique J. Goudard, [1934]. 18 с.: ил. 21×13,5 см. В издательской обложке. Блок чистый, хорошая сохранность. Альбом был отпечатан тиражом 720 нумерованных экземпляров, из которых 20 (I-ХХ) не для продажи, 500 экз. для продажи (номер проставлен черной краской), 200 экз. не для продажи — номер проставлен красной краской (1-200). Наш экземпляр № 61 (номер проставлен красной краской) из 200 не для продажи; именной экземпляр Мориса Лапланша (Maurice Laplanche). Азиатская экспедиция «Ситроен» была совершена в 1931-1932 годах по маршруту: Сирия — Иран — Афганистан — Монголия — Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона и была прервана смертью Ж.М. Хаарда. Итогом путешествия стала выставка, организованная галереей J. Charpentier, на которой экспонировались ок. 800 работ Александра Яковлева. А. Бенуа писал: «Эта выставка, повторяю, событие. Настоящее событие, и не только художественного, но и общекультурного значения. Сумма наблюдений Яковлева действительно баснословна. Она так велика, что действует подавляюще. С трудом верится, что всё выставленное сделано одной рукой в очень короткий срок, а очень многое — на месте, в самых неудобных условиях путешествия, в условиях, требующих закалённого здоровья и совершенно исключительной приспособляемости... Когда же убеждаешься, что такой сверхчеловеческий фокус всё же произведён руками, интеллектом и волей человека, то невольно проникаешься к нему чувством, похожим на суеверное почтение. В Средние века Яковлева заподозрили бы в колдовстве и в пользовании услугами нечистой силы». Александр Евгеньевич Яковлев (1887-1938) — известный русский живописец и график, представитель неоклассического течения внутри модерна; мастер рисунка, портретист, книжный иллюстратор, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник-монументалист. С 1917 года путешествовал по странам Дальнего Востока; с 1919 года жил в Париже. В 1926 г. Яковлев становится кавалером ордена Почетного легиона. Его выставки проходят в Питсбурге (1925, 1927), Нью-Йорке (1923, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (1927, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), США (1932); в 1928 г. его работы демонстрируются в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде. В качестве официального художника Яковлев принял участие в экспедициях, организованных фирмой «Ситроен», в Африку и Азию. Первая из них, получившая название «Черный рейд», состоялась в октябре 1924 — августе 1925 г. А в 1931-1932 гг. состоялся «Желтый рейд» фирмы «Ситроен» — на сей раз в Азию. По итогам обеих экспедиций были выпущены библиофильские альбомы с воспроизведением рисунков А. Яковлева. Издание редкое. Сеславинский. Рандеву № 99. Продажи: «Литфонд» № 401 — 460 000 руб. («черный» номер).