Всякий еврей должен был уничтожить эту книгу
Лютостанский, И.И. Об употреблении евреями (талмудистскими сектаторами) христианской крови для религиозных целей, в связи с вопросом об отношениях еврейства к христианству вообще. 2-е изд. В 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1880. [2], XVIII, II, 86 c., 1 л. ил. 23,7×14,5 см. В полукожаном переплете эпохи. Утрата фрагмента корешка, трещины по корешку, потертости переплета. Бледные разводы от влаги, лисьи пятна. Владельческая карандашная подпись на заднем форзаце. Экслибрис С.А. Лазаревского на форзаце, дореволюционная печать на титульном листе.
Ипполит Иосифович Лютостанский (1835–1915) — «специалист» по ритуальным обвинениям, в прошлом католический ксендз, за неблаговидные поступки был лишен духовного звания и перешел в православие. Он не знал еврейского языка, не был знаком с Талмудом, однако в 1876 г. издал книгу «Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей», переполненную нелепыми обвинениями. Лютостанский упомянул случай в Ковенской губернии, когда евреи, будто бы, украли христианского ребенка, обрезали «обыкновенным обрядом» и выточили кровь. Он «забыл» лишь сообщить, что подозреваемых оправдали, а ребенок, которому «сделали обрезание», оказался девочкой. Стоит лишь посмотреть на название глав, чтобы понять содержание книги: Ненависть к христианам и проклятия на них, заповедываемые талмудом; Талмудистское учение об убийстве и истреблении христиан; Хронологический перечень убийства евреями христианских детей для религиозных целей и т.д. Том 2 полностью посвящен описанию судебных процессов над евреями за их якобы убийства: Дело Ворненское об умерщвлении евреями христианского мальчика Августина Жуковского; Дело Заславское об урезании христианину Козану евреями языка и пр. Раввины и канторы приказывали своей пастве уничтожать книгу, если она попадет к ним в руки. Да и жизни автора также угрожала опасность. «После второго издания книги „Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей“, — писал Лютостанский в 1902 г., — я увидел себя на пути неизбежной гибели — возмутилось все жидовство с намерением умертвить меня. Пять раз были покушения на мою жизнь, я принужден был странствовать из города в город, как „Вечный жид“. Везде заводили против меня кляузные уголовные дела, выставляя ложных свидетелей из евреев... Я принужден был оставить коронную службу учителя в Пултуской прогимназии и бежать. В Варшаве евреи напали на меня с ножами, чтобы покончить со мной; я лежал в крови, был изуродован; к моему счастью, я был спасен на улице христианами. Еврей-виновник скрылся, два его соучастника-еврея были осуждены (только) на три месяца в тюрьму» (Талмуд и евреи. Т. 1. С. 318). Так как множество экземпляров было уничтожено евреями, книга, не смотря на два ее издания, практически не встречается в продаже. Огромная редкость. Богомолов № 8250. Провенанс: из собрания чиновника конторы Удельного округа Симбирска Сергея Васильевича Лазаревского. Продажи: «Литфонд» № 218 — 190 000 руб. (за комплект).