«Бухенвальдский набат» — мракобесие
Черновая рукопись «Бухенвальдского набата» Исаака (Александра) Владимировича Соболева и другие материалы. Лот из 6 предметов. М., 1958-1963.
1: Черновая рукопись стихотворения «Бухенвальдский набат». 6 л. 2: [Первая публикация] Бухенвальдский набат // газ. «Труд», 27 сентября 1958 г. 3: Фотография Александра Соболева. 30 × 22 см. 4: Партитура песни «Женщины мира» / слова А. Соболева, муз. Н. Ефимова. 2 л. 5: Партитура песни «Женщинам земли» («Женщины мира») / слова А. Соболева, муз. З. Левной // газ. «Советская культура», 25 июня 1963 г. 6: Партитура песни «Женщины мира» / слова А. Соболева, муз. Н. Ефимова. [На англ. яз.] // газ. «Moscow news», 22 июня 1963 г. Представлен фрагмент газеты: с. 3-4 и 13-14.Поэт Исаак (Александр) Владимирович Соболев (1915-1986) написал «Бухенвальдский набат» в 1958 году. Стихи были написаны за два часа под впечатлением услышанного по радио сообщения о том, что на территории Мемориала памяти жертв нацизма «Бухенвальд» возвели башню, увенчанную колоколом. После написания Соболев послал слова композитору Вано Мурадели, который, получив стихи, позвонил поэту и сказал, что он пишет музыку и плачет. Мурадели представил песню для выхода на Всесоюзном радио, однако получил отказ. Более того, Лев Ошанин охарактеризовал стихи как: «Мракобесные стихи: мёртвые в колонны строятся!» Далее был ещё ряд неудачных попыток добиться исполнения песни. Так в СССР она не прозвучала, а впервые была исполнена на международном фестивале самодеятельности в Вене. Судьба песни, а также самого автора оказались полностью в руках Ошанина: он мог казнить и мог миловать. В судьбе поэта Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного убийцы, который своей бессовестной фальшивой оценкой, явно из недоброго чувства зависти, а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения Соболева на официальную литературную работу, иными словами «отнял кусок хлеба» у безработного инвалида войны. В СССР песню впервые смогли услышать после выхода на экраны в 1960 году советского документального фильма «Весенний ветер над Веной». В 1962 году «Бухенвальдский набат» выдвинули на Ленинскую премию изначально упомянув автора текста, но впоследствии его имя из-за национальности было удалено, а присудить премию песне без автора не могли. «Набат» пели на улицах, переводили на другие языки и все хотели узнать автора. Вано Мурадели, — говорили желающим, — известный советский композитор. Имя Соболева не упоминалось нигде. Еврей не мог написать такое. Однажды Соболев обратился к Косыгину с просьбой выплатить ему хотя бы часть гонорара за стихи — ведь было выпущено около 9 000 000 пластинок с «Бухенвальдским набатом»! Молчание было единственным ответом. Умер Соболев в нищете. Песня, облетевшая всю планету, стала своего рода символом борьбы народов за мир. Как писал поэт И. Шаферан в газете «Советская культура»: «„Бухенвальдский набат“ — песня-эпоха. И скажу без преувеличения — мир замер, услышав эту песню».