Одно из самых дорогих русских изданий
Малевич, Казимир. Супрематизм: 34 рисунка. Витебск: Уновис, 1920 (Книга напечатана в литографии Витебских художественных мастерских). [17] л. ил.: 34 литогр. 21,5×18 см. Сохранена только задняя часть издательской обложки. Предисловие, состоящее из 4 страниц представлено в следующем лоте. Из 34 рисунков большинство расположено попарно на двойном складном листе. В хорошем состоянии.
Тираж составил 100 экземпляров. Из 14 сохранившихся известных экземпляров — 11 находятся за рубежом. Величайшая редкость, пожалуй, одно из самых дорогих русских изданий.
Книжка «Супрематизм. 34 рисунка», изданная в самом конце 1920 года, стоит особняком среди витебских работ Малевича. Она была последним плодом технического сотрудничества Малевича и Лисицкого, вскоре покинувшего город. Нарисована и написана книжка была, как подчеркнул автор, в ответ на просьбу учеников. Поэтому прежде всего брошюра-альбом представляла de visu широкий диапазон супрематической иконографии, то есть являлась своеобразной выставкой супрематического творчества Малевича.
Концепция альбома повторяла в определенной мере выставочную концепцию Малевича, осуществленную в декабре 1916 года на последней выставке «Бубнового валета»: художник показал 60 супрематических полотен, пронумерованных от первого — Черного квадрата до последних (ими, очевидно, были Supremus № 56, Supremus № 57, Supremus № 58).
В 1950-х годах в бумагах Малевича был обнаружен сценарий, названный «Художественно-научный фильм „Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы“», представляющий «кадры» абстрактных композиций с пояснениями, увязанных смысловым и динамическим единством. Сценарий этот, несомненно, имел отдаленный прообраз в первой «кадрированной ленте» книжки «Супрематизм. 34 рисунка», смонтированной из супрематических сюжетов и заканчивающейся двумя «крупными планами», большими литографиями, значительно превосходившими по размерам все остальные иллюстрации.
Вероятно, книга происходит из собрания ученика К. Малевича — Леонида Домбровского, так как была получена из одного собрания вместе с лотами №№ 47, 52 и 53 данного аукциона, на которых имеются экслибрисы, штампы и подписи Домбровского.
Леонид Викторович Домбровский (1905—?, арестован в 1937) — художник, практикант МХК-Гинхука в 1923–1926 гг., которым руководил К. Малевич. В 1921 году поступил в Бакинскую высшую художественную школу, которую окончил в 1923 году. В 1922-1923 гг. работал в Художественно-производственной мастерской Бакинской партийной школы и бакинском Доме коммунистической молодежи. В 1923 году приехал в Ленинград и поступил в аспирантуру Института художественной культуры — Отдел живописной культуры. В 1923-1924 гг. работал над анализом живописных систем и принимал участие в теоретической работе отдела. В 1925 году дополнительно начал работать в Отделе материальной культуры «над провидением новых форм искусства в жизнь».
Сеславинский, М.В. Русские книжные редкости ХХ века, № 202.1: «Одна из главных дезидерат не только книг русского авангарда, но и вообще отечественных изданий XX в.».