Первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути. Уникальный материал
Громов, Б. Ледокол «Сибиряков». [Дневник. 28 июля — 25 сентября]. Рукопись. 1932. [103] с. 24×22,2 см. В тетради. Задняя часть обложки отходит от блока. Некоторые страницы выпадают. Надрывы некоторых страниц без ущерба для чтения.
Прилагаются три фотографии: — портрет Б. Громова. 1934. — Б. Громов, летчик А. Ляпидевский и полярник Э. Кренкель. 1967. — Б. Громов на соревнованиях по бегу на 200 м. (I место). 1927. На основе этих материалов вышла книга Громов, Б. Поход «Сибирякова». М.: Советская литература, 1934. «Александр Сибиряков» (с 1909 по 1916 год — «Беллавенчур») — ледокольный пароход. Впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию (1932). 28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. Борис Васильевич Громов (1902-?) - журналист; участник арктических экспедиций. Специальный корреспондент газеты «Известия». Участвовал в ряде экспедиций, проводимых под руководством О. Ю. Шмидта: на ледокольном пароходе «Георгий Седов» на землю Франца-Иосифа, Северную Землю, сквозного плавания ледокольного парохода «Сибиряков» по Северному морскому пути полярного похода на пароходе «Челюскин». Автор книг по итогам экспедиций. Историческая ценность материала определяется, в том числе, временным охватом дневника (начат в первый день экспедиции и закончен при критических обстоятельствах за пять дней до спасения). «... 24 сентября. До сих пор положение неопределенное. Чувствуется, что от неясности, ожидания чего-то, у всех напряжены нервы. Да и сама помощь становится весьма проблематичной. Правда сегодня получили телеграмму о том, что Янсон [Николай Михайлович Янсон (1882-1938) — революционер, советский партийный и государственный деятель. Заместитель начальника Главного управления Севморпути при СНК СССР. Расстрелян — примечание „Литфонда“] отдал распоряжение „Литке“ [„Ф. Литке“ — линейный ледокол российского и советского арктического флота — примечание „Литфонда“] оказать нам помощь... „. “... 25 сентября. Всю ночь и весь день мы проводим в беспрерывном грохоте и стрельбе. Это взрывают толстые ледяные поля, подошедшие вплотную к судну, грозящие сорвать нам якорную цепь. Взрывы происходят в самые неожиданные моменты, заставляют вздрагивать, а судно содрогаться всем корпусом. „Ну полетят наши заклейки“ ворчат ребята. И действительно, от взрыва под водой проносится силовая волна, заставляющая пол ходить ходуном...». Уникальный материал музейного уровня.