Подарок Александра Глезера Генриху Сапгиру
Рабин Оскар Яковлевич (1928-2018) «Газета и икона». 1968.
Холст, масло, коллаж, 70×89,5 см.
В правом нижнем углу авторские подпись и дата. На обороте авторские название и дата.
Происхождение: собрание писателя и поэта, сценариста, переводчика Генриха Вениаминовича Сапгира (1928-1999), ранее собрание писателя, поэта и журналиста, издателя и коллекционера Александра Давидовича Глезера (1934–2016).
Как рассказывал близкий друг Оскара Рабина художник Владимир Немухин, все «картины Рабина включали в себя некий литературный подтекст». Для своих историй в цвете художник использовал один и тот же набор образов, с которыми он работал на протяжении всей жизни, создавая живописную книгу воспоминаний. Иконография Рабина доступна каждому — это самые узнаваемые предметы из обыденной жизни, но именно они и отличают творчество художника на протяжении десятилетий.
Иконы являются неотъемлемой частью многих работ Оскара Рабина. Об этом художник рассказывал в интервью искусствоведу Андрею Ерофееву: «Они появились не как религиозный элемент. Я их использовал как часть повседневности, как часть народной души и моей души».
Газету, которую в сталинскую эпоху навязывали всем читать как единственный правдивый источник информации, часто использовали и в бытовых целях. В нее заворачивали рыбу, из нее делали бумажный кулек для семечек и, тщательно смяв, запихивали в ботинки, чтобы те быстрее просохли к утру. Этот предмет буквально окружал советского человека на разных уровнях его существования.
Художник-график, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Обучался в художественной студии Евгения Кропивницкого. С 1946 по 1948 г. учился в Рижской Академии художеств. В 1948 г. был принят на второй курс МГХИ им. В.И. Сурикова, в 1949 г. исключен «за формализм», после чего вернулся к своему первому учителю Е. Кропивницкому. В конце 1950-х вместе с Е. и Л. Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово». Дом Рабина стал центром художественно-литературного движения, которое было известно на Западе уже в 1960-е гг. и впоследствии получило название второго русского авангарда. Весной 1974 г. Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов на пустыре в Беляево, получившей широкую известность под названием «бульдозерной». В июне 1978 г. Президиум Верховного Совета СССР специальным постановлением лишил Рабина советского гражданства, он был выслан из страны и уехал в Париж. Персональные выставки проходили в Лондоне (1965), Джерси-сити, США (1984), Москве (1991), Петербурге (1993) и других городах.