Малотиражная редкость
Хроника нашего Художественного кружка. М.: [Издание С.И. Мамонтова; Тип. А.И. Мамонтова, 1894]. 1 л. фронт. (загл. л.), VIII, 186 c., 28 л. ил. 42,5×34 см. Издание выходило без титульного листа. Переплет эпохи хорошей сохранности: ледериновый корешок, крышки оклеены орнаментированной тканью. Сохранена издательская обложка из крафтовой бумаги. Надрывы на обложке (подклеены), нижний угол передней обложки оторван (фрагмент сохранен). Иллюстрации проложены калькой. Блок чистый. Хорошая сохранность.
Обложка выполнена по эскизу В.М. Васнецова; фронтиспис выполнен по акварели В.Д. Поленова; иллюстрации отпечатаны в Фототипии Шерер, Набгольц и К°. Прежними владельцами между страниц вложены 3 цветные репродукции из других изданий, на которых изображены те же картины и рисунки, что воспроизведены в представленном альбоме. Юбилейное издание, вышедшее ограниченным тиражом к 15-летию Художественного мамонтовского кружка. Малотиражная редкость. Издание рассматривало только театральные опыты С.И. Мамонтова. В книге помещены пьесы, по которым ставились домашние спектакли Мамонтовского кружка, и репродукции эскизов декораций и костюмов, выполненные художниками-членами кружка, воспроизведены фотографии актеров и сцен из спектаклей. Большинство пьес были написаны лично С.И. Мамонтовым: «Иосиф» (Рождественская мистерия, 1880 г.), «Каморра» (1881), «Веди и Мыслете» (1882), «Алая роза» (1883), «Черный тюрбан» (1886), «Волшебный башмачок» (1888), «Саул» (трагедия, 1890), «На Кавказ» (1891), «Около искусства» (1894). Кроме того, на сцене домашнего театра ставились спектакли по пьесам известных авторов: «Снегурочка» А.Н. Островского, «Русалка» А.С. Пушкина, «Фауст» И.В. Гете, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Отелло» В. Шекспира. Спектакли готовились в среднем дважды в год. На Рождество и Новый год они проходили в московском доме на Садовой, а летом, в июне-августе — в имении Абрамцево. С 1870 г. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) владел имением Абрамцево, которое через несколько лет стало местом зарождения русского модерна. В московском доме С.И. Мамонтова и в Абрамцеве сосредоточилась деятельность Художественного кружка, основанного в 1878 г., в ближайшие годы после поездки С.И. Мамонтова в Италию, где он познакомился с рядом молодых и талантливых русских художников. В круг друзей С.И. Мамонтова входили скульптор М.М. Антокольский, художник В.Д. Поленов и историк искусства А.В. Прахов. В последующие годы к ним присоединились И.Е. Репин, братья Васнецовы, В.А. Серов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие. Их творческое содружество вошло в историю искусства как Мамонтовский Художественный кружок. В 1870-1890-х гг. имение С.И. Мамонтова в Абрамцеве стало центром художественной жизни России. Многим художникам С.И. Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, организовывал совместные творческие проекты, давал заказы. В 1893 г. участники Мамонтовского Художественного кружка отметили 15-летие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В.М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего Художественного кружка». И речь В.М. Васнецова, и юбилейный альбом были посвящены театральной деятельности кружка, его значению в искусстве. Основными организаторами спектаклей были: сам С.И. Мамонтов, А. Прахов, В. Поленов, В. Серов, И. Репин, В. Васнецов. Они становились и режиссерами, и исполнителями некоторых ролей, и создателями декораций. От спектакля к спектаклю состав участников значительно менялся. Постоянно оставались лишь члены семьи С.И. Мамонтова — жена, дети, племянники, число которых особенно увеличивалось летом, семьи наиболее близких друзей — Поленовых, Репиных, Серовых и др. Участвовали также члены семейств Алябьевых, Третьяковых, Ахматовых, Остроуховых. Мамонтовский Художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления модерна и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К.С. Станиславского и Русских сезонов С.П. Дягилева. Фактически, кружок задал направление в развитии русского искусства первой четверти ХХ века.