Завершён
Аукцион № 442, Аукцион в Санкт-Петербурге: редкие ...Подробнее
    Аукцион №442
    24 ноября 2022 года

    Аукцион в Санкт-Петербурге: редкие книги, автографы и прочее

    24 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет второй аукцион в Санкт-Петербурге, в каталоге которого будут представлены, в том числе, более 50 редких поэтических книг и уникальных автографов поэтов Серебряного века. Представленная подборка охватывает практически всех значимых русских поэтов, их автографы, литературные дебюты, редкие сборники стихов.

Лот 27

Топ-лот
лот 27
Каталог аукциона
[Подарок высеченных учеников учителю-декаденту] Письменный прибор Федора Сологуба, подаренный ему учениками. Подставка с двумя чернильницами и пресс-папье. Мрамор, стекло, бронза. Вторая половина XIX века.
Стартовая цена:
50 000 руб. €497 $531
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 19 апреля
  • Евро100.53 руб.
  • Доллар США94.09 руб.
Финальная ставка:
50 000 руб. €497 $531
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 19 апреля
  • Евро100.53 руб.
  • Доллар США94.09 руб.
просмотров: 480
База знаний Литфонда

Подарок высеченных учеников учителю-декаденту

Письменный прибор Федора Сологуба, подаренный ему учениками. Подставка с двумя чернильницами и пресс-папье. Мрамор, стекло, бронза. Вторая половина XIX века. 35×22×2,5 см (подставка); 19,5×8,5×5 см (пресс-папье).

На подставке правой чернильницы гравировка: «Федору Кузьмичу Тетерникову от благодарных учеников. Великие Луки».

Федор Сологуб жил в Великих Луках в 1885-1889 годах, где преподавал в Первом городском училище. В эти годы он написал десятки стихотворений, поэму, задумал и начал собирать материалы для своего самого известного романа «Мелкий бес» . Прототипом главного героя этого романа —учителя Ардальона Борисовича Передонова— стал учитель русского языка и литературы Великолукского реального училища Иван Иван Страхов.

О своеобразных педагогических методах Федора Сологуба рассказывает исследователь его творчества Маргарита Павлова: «Он был человеком с пограничной психикой, сформировавшейся в детстве. Мать секла его с ранних лет — что называется, «во славу Божию», пытаясь воспитать как истинного христианина, приучить к страданию. Она секла его, когда он был уже учителем, а после ее смерти — секла сестра, и он был уже инспектором, об этом остались автобиографические записи. Конечно, многие тогда жили в нищете и в атмосфере насилия, но далеко не все выходцы из «низовой» среды несли свое прошлое как крест всю жизнь. В связи с этим вспоминается фрагмент из переписки Андрея Белого и Иванова-Разумника. После смерти Сологуба в декабре 1927 года Иванов-Разумник разбирал сологубовский архив перед передачей его в Пушкинский Дом. Андрей Белый был потрясен тем, что узнал от Иванова-Разумника: потрясенный, он писал ему, что если бы знал обо всем при жизни Сологуба, то «рвался бы к нему с иррациональным сердечным плачем, чтобы хоть чем-нибудь отогреть эту неотогретую жизнь». «Стоя над этим страшным случаем, в котором силы добра и зла так сплетены, что и не расплетешь, — не знаешь, чему содрогаться: силе ли зла <...> или силе добра». Сологуб потерял отца в четыре года, и это стало настоящей трагедией, он хорошо его помнил, а отношения с матерью были очень напряженными. Нельзя сказать, что он ее не любил, но там превалировали другие чувства. Она воплощала агрессивную жестокую силу жизни. Он должен был сопротивляться, но был сломлен. Садомазохистский комплекс, который сформировался в детстве из-за жестокости матери, определил и личность Сологуба, и суть его творчества. Критики упрекали писателя в садистических безумствах, особое внимание в статьях уделяли брутальным сценам из его романов и рассказов («при виде розог или побоев герои Сологуба захлебываются от садического восторга»). На самом деле это была сублимация комплекса, который в некотором смысле стал для него источником творчества. Долгое время говорить об этой стороне личности Сологуба было невозможно. Существовали цензурные запреты, многие биографические материалы были попросту неизвестны. У меня был очень интересный опыт. В 1991 году в Бергамо состоялась первая конференция, посвященная Сологубу. Я как раз недавно пришла работать в Пушкинский Дом, знатоков творчества Сологуба на тот момент почти не было, его архив еще только начинали разрабатывать. Мне повезло, я вытащила счастливый билет. Так вот, в Бергамо один из участников прочел доклад о педагогических взглядах Сологуба, он рассказывал в основном о том, как Сологуб обожал детей — настоящий гуманист! Именно так подавалась тема: односторонне, в духе советского стереотипа. Наверное, я повела себя не очень корректно, но решилась процитировать некоторые документы, обнаруженные в архиве. Один из них — тетрадь, где напротив фамилий учеников ясным учительским почерком Сологуба записано, сколько розог получил каждый ученик за месяц. Плюс его замечательный трактат о телесных наказаниях, где он пишет о том, что детей надо сечь везде: в школе, дома, на улице, в участке и т. д. На полях этого трактата маргиналии: «так поступала моя мать», а далее о том, что он испытывал во время сечения и как сечь правильно. Эти примеры произвели эффект разорвавшейся бомбы. Мы можем изобретать разные теории или следовать стереотипам, но иногда одна подпись под документом или исписанный клочок бумаги из архива способны перечеркнуть все наши построения и гипотезы".

Аукцион №442
24 ноября 2022 года
Аукцион завершён

Аукцион в Санкт-Петербурге: редкие книги, автографы и прочее

24 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет второй аукцион в Санкт-Петербурге, в каталоге которого будут представлены, в том числе, более 50 редких поэтических книг и уникальных автографов поэтов Серебряного века. Представленная подборка охватывает практически всех значимых русских поэтов, их автографы, литературные дебюты, редкие сборники стихов.

В звездный перечень каталога вошли:

  • Автограф Д.С. Мережковского на редчайшем втором сборнике «Символы (песни и поэмы)» (СПб., 1892);
  • Первая книга А.А. Блока «Стихи о прекрасной даме» (М., 1905);
  • Первая книга В.Ф. Ходасевича «Молодость» (М., 1908) с дарственной надписью автора, адресованной Георгию Леонидовичу Малицкому — однокласснику Владислава Ходасевича, впоследствии — музееведу, сотруднику Исторического музея;
  • Без преувеличения самая редкая книга Н.С. Гумилева «Романтические цветы» (Париж, 1908) с его автографом;
  • Редчайшая книга И.В. Северянина «А сад весной благоухает!..» (СПб, 1909) с его собственноручным автографом;
  • Первая книга М.А. Волошина «Стихотворения. 1900-1910» (М., 1910) с его автографом;
  • Первая книга Тэффи «Семь огней» (СПб., 1910) с автографом, адресованным меценату и коллекционеру «Аркадию Руманову, моему незабываемому другу с далеких гор. Тэффи»;
  • Вторая книга М.И. Цветаевой «Волшебный фонарь» (М., 1912);
  • Редчайшая вторая книга Г.В. Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (СПб., 1912) с его инскриптом;
  • Первая книга М.А. Зенкевича «Дикая порфира» (СПб., 1912) с замечательной дарственной надписью от автора «Несравненному мастеру и магу русского стиха Валерию Яковлевичу Брюсову варвар-автор...»;
  • Первый и весьма редкий сборник стихов В.М. Инбер «Печальное вино» (Париж, 1914);
  • Первая книга Н.Н. Асеева «Ночная флейта» (М., 1914) с дарственной надписью автора, адресованной Валерию Брюсову: «Дорогому Валерию Яковлевичу Брюсову с истинной любовью. Ник. Асеев, 1914, март, Москва»;
  • Редчайшая первая книга Г.А. Шенгели «Розы с кладбища», изданная в Керчи в 1914 году.
  • Юный поэт разочаровался своими «поэзами» и уничтожил все доступные ему экземпляры. Казнь над книгой была оригинальной. Шенгели курил самодельные скрученные папироски с самодельными маленькими мундштучками. Страницы «Роз с кладбища» аккуратно нарезывались для этих мундштучков и шли в дело;
  • Первая книга С.А. Есенина «Радуница» (Пг., 1916);
  • Первая книга поэта А.Б. Кусикова «Зеркало Аллаха» (М., 1918) с собственноручным автографом автора;
  • Автограф на книге А.Б. Мариенгофа «Тучелет» (М., 1921): «Милой Евгении Давидовне от милого Анатолия Борисовича Москва 1921» и многое другое.
  • Украсит аукцион и замечательная мемориальная вещь из кабинета поэта Федора Сологуба — письменный прибор, подаренный ему учениками великолужской гимназии, где он преподавал в Первом городском училище. В эти годы он написал десятки стихотворений, поэму, задумал и начал собирать материалы для своего самого известного романа «Мелкий бес» . Прототипом главного героя этого романа —учителя Ардальона Борисовича Передонова— стал учитель русского языка и литературы Великолукского реального училища Иван Иван Страхов.
  • На подставке правой чернильницы гравировка: «Федору Кузьмичу Тетерникову от благодарных учеников. Великие Луки».

Ознакомиться со всеми лотами предстоящих торгов можно на предаукционной выставке в Москве (Б. Харитоньевский пер., д. 24, стр. 2.) с 16 по 24 ноября с 11 до 19 часов. Аукцион состоится 24 ноября в 19 часов. Заочные ставки можно сделать в каталоге Литфонда на litfund.ru или litfund.bidspirit.com.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 39

Великий князь Великому князю

  • [Именной экземпляр Великого князя]. К.Р. Стихотворения. 1879-1885. 3-е изд. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1899. IV, 178, [2] с. 22×17,5 см. В цельнокожаном переплете ...
Лот 146

Хевронское вино Матвея Ройзмана

  • Ройзман, М.Д. Хевронское вино / обл. Г. Ечеистова. М.: Всероссийский союз поэтов, 1923. 46, [2] c. 19×13 см. В иллюстрированной издательской обложке. Очень хорошая ...
Лот 183

Трамвай Казимира Малевича

  • [От Казимира Малевича] Открытка: Эскиз декорировки трамвая к празднованию 1 мая 1920 года в гор. Витебске. Один из проектов группы художников ...
Лот 115

Союз металлистов на колеснице

  • Открытка: 1-е мая 1918 года. Колесница союза металлистов. Изд. Кино-комитет Народного комиссариата Просвещения, б.г. 14,1×9 см. Погашена. Замятие уголка.
Лот 13

Розовый букет Ивана Крылова

  • [Миниатюрное издание для детей] Розовый букет, составленный из лучших цветков русской поэзии. Золотой подарок для юных читателей. СПб.: В Тип. Сахарова, 1839. ...

    Ближайшие аукционы