ЗавершёнАукцион № 446, Редкие книги, рукописи, автографы, ...Подробнее
    Аукцион №446
    1 декабря 2022 года

    Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

    1 декабря Аукционный дом «Литфонд» проведет торги редкими книгами и автографами, в том числе будет представлена беспрецедентная коллекция редчайших книг русского футуризма. Кроме того, на аукцион выставлены реликвии музейного уровня — две клинописные таблички Древнего Вавилона и Шумер второго и третьего тысячелетий до нашей эры.

Лот 137

Топ-лот
лот 137 из 311
Каталог аукциона
Уникальная коллекция «Век русского футуризма»: 74 книги.
Стартовая цена:
30 000 000 руб. €461.630 $485.630
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 3 декабря
  • Евро64.99 руб.
  • Доллар США61.77 руб.

Уникальная коллекция «Век русского футуризма»: 74 книги.

Представляется уникальная коллекция «Век русского футуризма», целостный комплекс памятников книжного искусства и плод долгих десятилетий собирательства одного из крупнейших коллекционеров ХХ века. Коллекция иллюстрирует наиболее знаменательный период русского искусства книги — соавторство великих экспериментаторов русского языка и великих реформаторов русского искусства. Это творческое наследие представляется во всей полноте.

Начиная от первенцев футуристических изданий — книг Велемира Хлебникова и Алексея Крученых и заканчивая изданиями русских супрематистов и конструктивистов — Казимира Малевича и Александра Родченко. Целостность этого комплекса, иллюстрирующего вершину искусства книги нового времени, складывается не только из общности этого неординарного собрания, но и из уникальности отдельных экземпляров, которые являются его главными экспонатами.

Прежде всего, мы видим основополагающие издания русских футуристов, знакомые по учебникам и выставкам: «Пощечина общественному вкусу» в обложке из рогожи, которая была манифестом футуристов и воплощением жизненного кредо молодого В. Маяковского; один из немногочисленных экземпляров книги «Помада», изготовленной на листовом золоте и раскрашенный вручную Михаилом Ларионовым; эпохальная для кубофутуризма пятиугольная книга «Танго с коровами», отпечатанная на обоях и т.д. Наряду с этим исключительная подборка литографированных книг футуристов с иллюстрациями Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Михаила Ларионова: «Старинная любовь», «Взорваль» «Бух лесиный», «Пустынники», «Мирсконца», «Ослиный хвост и мишень», «Рыкающий Парнас»... Творчество братьев Бурлюков и южнорусского футуризма (Херсон) мы можем оценить по сборникам «Затычка», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», в которых применены не только цветная бумага, но и оригинальные рисунки и цветные офорты. Обращает внимание подборка книг с иллюстрациями Павла Филонова — «Пропевень о проросли мировой» и «Изборник» Велимира Хлебникова, причем в коллекции два экземпляра последнего — один с сюитой литографий на желто-серой бумаге, а другой — на оранжевой. Книгоиздание футуристов вне столиц представлено казанскими изданиями, а также уникальной ксилографической работой Сергея Подгаевского. Тифлисская ветвь футуризма, чья история впоследствии продолжится в Париже и станет фундаментом для парижского триумфа Ильязда, в данном случае не менее уникальна — от шрифтовых экспериментов братьев Кирилла и Ильи Зданевичей и Игоря Терентьева и хрестоматийных для русского кубофутуризма книг «Ожирение роз», «Крученых-грандиозарь», «Трактат о сплошном неприличии» и «Лакированное трико», до издания «Фантастический кабачок» с цветным коллажем «Зохна и женихи» Ильи Зданевича и редчайшего увража «1918 — Железобетонные поэмы» Алексея Крученых и Василия Каменского с оригинальными коллажами. Завершается собрание униками рождения конструктивизма: это не только первая публикация «Черного квадрата» Казимира Малевича в книге «О новых системах в искусстве», но и оригинальная, книга Алексея Крученых «Заумь», обложка-коллаж для которой была сделанная вручную Александром Родченко. Завершается хронологически коллекция уникальными машинописными изданиями Алексея Крученых, принадлежавшими выдающемуся собирателю русской поэзии ХХ века Анатолию Тарасенкову.

Особенно нужно отметить музейную сохранность экземпляров, практически полное, кроме специально оговоренных случаев, отсутствие реставрационных вмешательств.

  1. Крученых, А. Помада / рис. Ларионова. М.: Изд. Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского; Лит. С. Мухарского, [1913]. 16 л. В обложке. [=18 л]. 15,8×10,8. Тираж 480, из них 25 раскрашенных М. Ларионовым. Наш экземпляр — один из 25-ти раскрашенных. Безупречная сохранность.
    Поляков № 19.
  2. Крученых, А. Алягров (Якобсон). Заумная гнига. Линогравюры О. Розановой. М, 1915 (1916). 21 л (в т.ч. лист с коллажем). 22×20 см. В обложке. Тираж 140 экз.
    Поляков № 74.
  3. Крученых, А. Ожирение роз. Тифлис, 1919. 30, [2] с. 20,2×14,5 см. В обложке.
  4. Крученых, А. Лакированное трико. Тифлис, 1919. 31, [1] с. 19,0×14,7 см. В обложке (немного обрезана).
  5. Фантастический кабачек: Софии Геориевне Мельниковой. Тифлис, 1919. 192 с., множество иллюстраций К. Зданевича, Н. Гончаровой и др. 18,0×13,2 см. Необрезанный экземпляр (без обложки). Между с. 66 и 67 помещен цветной раскладывающийся коллаж И. Зданевича «Зохна и женихи» (26,0×20,1 см).
  6. Крученых, А. Бюро злых надписей: Чрево Пастернака. Проект книги. М., 1933/34. Машинопись. 11 л., с автографами А. Крученых. Единственный известный экземпляр.
  7. День рождения А. Крученых. 22 февраля 1944. Машинопись, автографы А. Крученых и др. (включая Б. Пастернака). 22 листа, включая обложку. Единственный известный экземпляр. — 30×20,6 см. Машинописная желтая бумага, листы несколько различаются по размеру.
  8. Крученых А. Борису Пастернаку: Восемнадцать стихотворений с автопортретом. 1942. Машинопись, автографическая правка, 18 л. + 2 л. обложки; автопортрет А. Крученых (карандаш), дарственная надпись А.К. Тарасенкову. 20,8×14,8 см. Единственный известный экземпляр.
  9. Малевич, К. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика. Издание УНОВИС. Витебск, Показательная Типография Проф.-Тех. школы, 1922. [2], 40 с. 17,0×11,0 см. В обложке.
  10. [Розанова, О. Манифест «Союза молодежи» к диспуту 23 марта 1913 в Троицком театре]. СПб., Типография «Живое Слово» [П. Усова], [1913]. Открытый лист. 35,6×22,1. Летучее издание. У Полякова не описан.
  11. Крученых, А. Пустынники: Поэма / рис. Нат. Гончаровой. М., [Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского]; Лит[ография] С. Мухарского, 1913. 22 л. [24 л. с обложкой]. 19, 0×14,6 см. В обложке. [=24 л]. Тираж 480 экз. Литографированное издание.
    Поляков № 18.
  12. Крученых, А., Хлебников, В. Мирсконца. М.: Лит<ография> В. Титяева, [1912]. 39 л. [41 л. с обложкой]. 19,1×15,3 см. В обложке. Тираж 220. Коллаж «Цветок» из черной лощеной бумаги, работы Н. Гончаровой (обл. подреставрирована). Текст — литография или оттиск каучуковым штампом; иллюстрации (Н. Гончаровой, М. Ларионова, Н. Роговина В. Татлина) — литографии.
    Поляков № 16.
  13. Крученых, А. Взорваль. 2-е изд., доп. СПб., [Издательство «ЕУЫ»], Литография «Свет», [1913]. 29 л. (31 л. с обложкой). 18,2×13 см. В обложке. Тираж 450 экз. Литографированное издание, часть листов с текстом отпечатаны каучуковыми штампами. На обложке — литография О. Розановой, ил. — литографии Н. Альтмана, Н. Гончаровой, К. Малевича, О. Розановой. (Правый верхний угол обложки слегка обыспан).
    Поляков № 29.
  14. Крученых, А. Возропщем / рис. О. Розановой и К. Малевича. СПб.: [Издательство «ЕУЫ» ]; Тип. Товарищества «Свет», 1913. 12 с., с ил.; 3 л. ил. вне пагинации. 18,8×14,6 см. В обложке. Тираж 1000. Обложка наборная, с шрифтовым экспериментом; иллюстрация в тексте — автотипия с картины О. Розановой (с. 7), перед с. 1 вклеены 3 литографии (К. Малевича и О. Розановой).
    Поляков № 31.
  15. Гурьев, А. Безответное / обл. Н. Гончаровой. [М., 1913]. [4], 69, [7] с. 22,7×16,0 см. В обложке, на 4-й стороне обл.: «Хромо-печатня и хромо-цинкогр. Ю. Вельман Москва». В обложке работы Н. Гончаровой.
    Поляков № 10б.
  16. Каменский, В. Танго с коровами. М., 1914. 15 л., включая обложку. (из 18-ти) М., 1914. 19,7×20,0 см. Тираж 300 экз. Отпечатано на обоях.
    Поляков № 64.
  17. Четыре птицы: Давид Бурлюк, Георгий Золотухин, Велимир Хлебников, Василий Каменский / ил. Г. Золотухина. М., 1916. 96 с., 1 л цветной ил. 23,3×18,5 см. В обложке.
    Поляков № 82.
  18. 1918. В. Каменский — Железобетонные поэмы, А. Крученых — Стихи, К. Зданевич. 8 л (из 13-ти: 3 л. литографий, 2 л. литографий с коллажами, 3 л. коллажей. Без обложки.
    Листы: 26,5×34,0 см (лицо гения), 27,3×34,0 см (Тифлис), 22,6×34,8 см (Оний Заумь), 23,0×34,9 см (Клинок), 24,1×34,8 см (Армян), 21,8×33,5 см (коллаж крафт), 21,9×32,9 см (коллаж синий), 22,0×33,4 см (коллаж белый).
  19. Катанян, В. Убийство на романической почве / обл. К. Зданевича, ил. Л. Гудиашвили и З. Валишевского. Тифлис, 1919. [2], 15, [3] с. 17,4×13 см. В обложке.
  20. Терентьев, И. Трактат о сплошном неприличии. Тифлис, ок. 1919. 15, [1] с. 21,8×16, 8 см. В обложке.
  21. Крученых А., Клюн И., Малевич К. Тайные пороки академиков. [М., Тип. И.Д. Работнова], 1916. 32 с., с ил; 1 л. фронтиспис — автотипия с картины И. Клюна «Озонатор». 23×19,2 см. В наборной обл. с штриховым рисунком И. Клюна. Тираж 450.
    Поляков № 90.
  22. Хлебников, В. Творения. Литографии бр. Бурлюков. Херсон: Издательство Литературной Компании Футуристов «Гилея», 1914. [6], 106 с., 8 л. ил. — литографии. 20,6×13, 6. В обложке. Тираж 1000.
    Поляков № 60.
  23. Крученых, А. Стихи Маяковского. Выпыт. [СПб.]: ЕУЫ, 1914. 29, [3] с., 1 ил. 20,4×15,2 см. В обложке. Тираж 1000. Литография О. Розановой на тонкой зеленоватой бумаге.
    Поляков № 63.
  24. Крученых, АСобственные рассказы и рисунки детей. СПб., 1914. 48 с., в т.ч. 16 л. литографий. 23,5×18,2 см. В обложке.
    Поляков № 66.
  25. Терентьев, И. Крученых грандиозарь / обл. К. Зданевича. Тифлис, 1919. 16 с. 20,8×17 см. В обложке серо-синего цвета.
  26. Малевич, К. О новых системах в искусстве: Новый живописный реализм. Витебск, 1919. 29, [3] c., 3 листа литографий, включая «Черный квадрат». Литографированное издание. 23,0×18,5 см. (Обл. восстановлена). Тираж 1000. Неразрезанный экземпляр.
  27. Малевич, К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм. 3-е изд. М., [Тип. «Общественная польза»], 1916. 31, [1] с., вариант тиража с двумя ил. 18,2×13 см. В обложке (задняя утрачена).
  28. Филонов, П. Пропевень о проросли мировой. Изд. Мировый разсвет. Пг., Типография Т-ва «Наш Век». [1915]. 24 с. 23,5×18,5 см. Тираж 300 экз. Иллюстрации (3 листа) П. Филонова.
    Поляков № 72.
  29. Чурилин, Т. Весна после смерти / лит. Н. Гончаровой. М., 1915. 90, [2] с., 7 л. литографий. 32,6×24,8 см. В обложке. Тираж 240 экз. Экз. № 66.
  30. Крученых, А., Хлебников, В. Игра в аду / лит. К. Малевича и О. Розановой. 2-е изд. СПб, 1914. 40 л. 18,2×13,5 см. В обложке. (Вариант на плотной бумаге). Тираж 800 экз.
    Поляков № 53.
  31. Хлебников, В. Изборник стихов / лит. П. Филонова. СПб, 1914. 48 с., 16 л. литографий. 20,5×14,5 см. В обложке. Тираж 1000. Экземпляр с сюитой литографий на серо-желтой бумаге.
    Поляков № 61.
  32. То же. Второй экземпляр. Хлебников, В. Изборник стихов / лит. П. Филонова. СПб, 1914. 48 с., 16 л. литографий. 20,5×14,5 см. В обложке. Тираж 1000. Экземпляр с сюитой литографий на оранжевой бумаге.
    Поляков № 61.
  33. Взял. Барабан футуристов. Пг, 1915. 16 с. 35,4×24,3 см. В обложке.
    Поляков № 76.
  34. Футуристы: Рыкающий Парнас. [СПб.]: Тип. А. Лавров и Ко, [1914]. [1-2 с. — листовка с чист оборотом], 1-116, [2], 117–119, [1] с. 22,0×17,1 см. В обложке.
    Поляков № 52.
  35. Первый журнал русских футуристов. М., 1915. [4], 157, [3] с., ил, 4 л ил. 27,0×20,1 см. В обложке.
    Поляков № 57.
  36. Большаков, К. Сердце в перчатке / обл. Н. Гончаровой. М., 1913. [16] с. 20,9×14,9 см. В обложке.
    Поляков № 50.
  37. Молоко кобылиц: Футуристы «Гилея»: Сборник. Рисунки. Стихи. Проза: Александра Экстер. Хлебников. Бурлюки: Давид, Владимир, Николай. А. Крученых. Б. Лившиц. В. Маяковский. Игорь Северянин. В. Каменский. М., [Херсон: Художественно-Электрич<еская> тип<ография> С. В. Поряденко], 1914. [2], 89, [7] с., 12 л. лл. вне текста. С оригинальными рисунками. 19,6×12,5 см. В обложке (задняя утрачена). Тираж 400 экз. Экземпляр слегка подмочен. На с чистой стороне 1-го рисунка, перед с. [1] автограф: «Анжелика, приношу эту книгу Вам с уверением, что в моем лице Вы имеете преданного Вам конечно друга. Давид Давидович Бурлюк здесь мои старые стихи (писаны когда я был молод) 1914. Москва».
    Поляков № 42.
  38. То же; второй экземпляр.Молоко кобылиц: Футуристы «Гилея». Литографии бр. Бурлюков., 2 оригинальных рисунка Н. и В. Бурлюков. Херсон, 1914. 89, [7] c. 19,7×12,6см. От обложки спинка, верхней обл. и титульного листа нет.
  39. Затычка: Сборник. Велимир Хлебников; Давид, Владимир, Николай Бурлюки: Рисунки. Стихи. [Херсон]: <Издательство> Футуристы «Гилея»; [Художественно-Электрич<еская> типография С. В Поряденко, с<обственный> д<ом>], [1913]. — 13, [1] л. [=14 л], 4 ил. на 2 л. вне нумерации. 23,3×18,2 см. В обложке. Тираж 450 экз. Текст на малиновой бумаге, 2 литографии раскрашены.
    Поляков № 41.
  40. Сборник статей по искусству. Издание Общества Художников «Бубновый валет». [Вып. 1]. М., Типо-литография Н.М. Михайлова, [1913]. 78, [2 пуст.] с., ил. 22,5×18,5. В обложке.
    Поляков, с. 315, 320.
  41. Крученых, А. Чорт и речетворцы. [СПб].: <Издательство «ЕУЫ»>; [Типо-литография Т<оварищест>ва «Свет»], <1913>. 16 с. 22,5×16,0 см. В обложке. Тираж 1000. Обложка работы О. Розановой на серой бумаге.
    Поляков № 45.
  42. Победа над Солнцем. Опера А. Крученых музыка М. Матюшина. [СПб.].: <Издательство «ЕУЫ»>; Типография Т<оварищест>ва «Свет»], <1913>. 23, [1] с., ил. 24,4×17,2 см. В обложке. Тираж 1000. На обл. — рис. К. Малевича, ил. К. Малевича.
    Поляков № 46.
  43. Хлебников, В. Ряв! Перчатки 1908–1914 гг. / ил. К. Малевича. [СПб.]: <Издательство «ЕУЫ»>; Типография Т<оварищест>ва «Свет»], <1913>. 29, [3] с. [=32], ил. В обложке, несколько превышающей размеры блока. 24,5×17,2 см (блок), 25,5×17,5 см (обложка). Тираж 1000.
    Поляков № 49.
  44. Нео-футуризм. [Казань]: Изд. «Futurum», <Издание А. Ф. Мантеля>; [Типо-литография В.В. Вараксина, 1913]. На обл.: «Нео-футуризм. Вызов общественным вкусам. Сборник». [2], [1–5], 6–29, [30–112] с. = [57 л.], ил. 27,4×22 см. В обложке. Тираж 300 экз.
    Поляков № 48а.
  45. Подгаевский, Сергей. «Импровизация». Открытое письмо. Зеньков, ок. 1914. Цветная ксилография. 14,0×9,3 см.
  46. «Дохлая луна». Сборник единственных футуристов мира!! поэтов «Гилея»: Стихи, проза, рисунки, офорты. Хлебников. Маяковский. Крученых. Лифшиц. Бурлюки: Давид, Николай, Владимир. [На обл.: Футуристы «Гилея». Бурдюки: Давид, Владимир, Николай. Александр<!> Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Виктор Хлебников. Дохлая Луна: Стихи, проза, статьи, рисунки, офорты. Осень 1913 Москва. Каховка, Издательство Лит<ературной> Ко<мпании> Футуристов «Гилея»; Тип<ография> Кана и Бергарта, [1913]. 119, [9] с., ил. в тексте, 18 л. ил. вне текста. 19,5×15,2 см. В обложке (без задней). Тираж 500 экз. 2 цветных офорта и 16 литографий братьев Бурлюков.
    Поляков № 39.
  47. Трое. Обложка и рисунки посвящаются памяти Е. Гуро художником К.С. Малевичем. СПб.: Книгоизд<ательство> «Журавль»; Типография «Наш век», [1913]. 96 с., ил. 19,6×18,1 см. В обложке. Тираж 500.
    Поляков № 40.
  48. Зина В. и А. Крученых. Поросята. [СПб., Издательство «ЕУЫ»; Типо-литография т<оварищест>ва «Свет», 1913]. 15, [1] c. включая обложку [= 16 с]., 2 л. ил. В обложке. 20,6×15,1 см. В обложке. Тираж 550 экз. Ил. — литографии К. Малевича, первая наклеена на обложку (оборвана), вторая вклеена перед с. 3.
    Поляков № 35.
  49. Зина В. и А. Крученых. Поросята. 2-е изд., доп. [СПб., Издательство «ЕУЫ»; Типо-литография т<оварищест>ва «Свет», 1913]. 16 с., 2 л. ил. В обложке. 20,6×15,1 см. В обложке. Тираж 550 экз. Ил. — литографии К. Малевича, первая наклеена на обложку (оборвана), вторая вклеена перед с. 3. Два экземпляра, различающиеся бумагой.
    Поляков № 35.
  50. Бобров, С. Вертоградари над лозами / [рис. Наталии Гончаровой]. М:, Книгоиздательства «Лирика», [Типография В.И. Воронова], 1913. [4], 162, [6] с., ил. фронтиспис (включен в паг.), 10 двойных л. ил. 18,1×11,6 см. В обложке. Тираж 500. Иллюстрации Н. Гончаровой — литография в два цвета. Экземпляр с автографом автора.
    Поляков № 32.
  51. Ослиный хвост и Мишень. М.: [Издание Ц.А. Мюнстер; Типо-лит<ография> В. Рихтер], 1913. 151, [3] с., ил., 10 л. наклеенных ил. 30,7×23,2 см. В обложке. Тираж 525 экз. Обложка с рисунком М. Ларионова; иллюстрации в тексте — автотипии; 10 л. наклеенных иллюстраций различного размера — литографии М. Ларионова. Экземпляр с автографом издателя.
    Поляков № 33.
  52. Крученых А., Хлебников В. Бух лесинный[!]. СПб., Издательство «ЕУЫ», [1913]. 22 л. 14,8×10,0 см. В обложке. Тираж 400 экз. Литографированное издание. На обложке — литография О. Розановой; илл. — литографии Н. Кульбина, О. Розановой, заставки и концовки — А. Крученых.
    Поляков № 30.
  53. Хлебников В. и Крученых А. Старинная любовь. Бух лесиный. Рисунки М. Ларионова, О. Розановой, Н. Кульбина и Крученых. 2-е изд., доп. [СПб], Изд<ательство> ЕУЫ, Типография «Виктория», [1914]. 40 с. 18,1×13,0 см. В обложке. Тираж 600 экз. На обложке — ил. М. Ларионова, иллюстрации в тексте О. Розановой, Н. Кульбина, заставки и концовки А. Крученых.
    Поляков № 30а.
  54. Большаков, К. Солнце на излете. М.: «Центрифуга», 1916. 63, [1] с. 23,7×19,0 см. В обложке Л. Лисицкого (часть спинки утрачена). Тираж 480 экз.
  55. Шевченко, А. Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. М.: Издание А. Шевченко, 1913. 24 л., 9 л. ил. 16,6×12,5 см. В обложке. Тираж неизвестен. Литографированное издание. Литографии В. Барта, Н. Гончаровой, М. Ларионова, И. Скуйе, А. Шевченко.
    Поляков № 26.
  56. То же, второй экземпляр. Шевченко, А. Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. М.: Издание А. Шевченко, 1913. 24 л., из части тиража, вышедшей без иллюстраций. 16,2×12,3 см. В обложке.
    Поляков № 26.
  57. Ларионов, М. Лучизм. М., [Изд. К. и К.], 1913. 3-21, [1] c., 6 л. ил. [=32 с.] 14,1×11,4 см. В обложке. Тираж 1000. (Обрезана, без задн. обл.)
    Поляков № 25.
  58. Открытые письма, изданные А. Крученых. Литография. М.: Типо-литография В. Рихтер, [1912].
    4 шт.: 1) М. Ларионов «Хлеб»; 2) И. Ларионов «Пейзаж»; 3) Н. Гончарова «Ледокол»; 4) Н. Гончарова «Покос». Лицевые стороны — литографии; обороты — типографский набор; имеются букинистические отметки.
  59. Пощечина общественному вкусу / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. М.: Издание Г.Л. Кузьмина; Типо-литография т[оргового] д[ома] «Я. Данкин и Я. Хомутов», [1912]. 112, [2] с. 22,9×17,7 (блок), 26,5×18,5 (обложка). Тираж 600 экз. Обложка из грубой льняной ткани с наборным текстом, отпечатанным красно-коричневым цветом.
    Поляков № 17.
  60. Требник троих. Сборник статей и рисунков. М.: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, [Типо-лит<ография> т<оргового> д<ома> «Я. Данкин и Я. Хомутов»], 1913. 86, [2] с., 15 л. ил. вне текста. 20,5×17,1 см. В обложке (корешок реставрирован). Тираж 1100. Литографии В. Бурлюка, Д. Бурлюка, Н. Бурлюк, В. Маяковского, В. Татлина.
    Поляков № 24.
  61. «Союз Молодежи» при участии поэтов «Гилея». № 3, март 1913. Пб., Типография П. Усова, 1913. 82, [2] с. [=84], 11 л. ил. вне текста. 24,1×23,8 см. В обложке. Тираж 1000 экз. Литографии О. Розановой, И. Школьника. (В экз. вместо «Портрета А. В. Розановой» второй экз. литографии «Город»).
    Поляков № 23.
  62. «Союз молодежи». Каталог выставки картин. Невский, 73. С 10 ноября 1913 г. по 10 января 1914 г. СПб.: Типо-литография Б.Я. Авидон, [1913]. [4] c. 43,2×31,4 см. У Полякова не описан.
  63. Садок судей II. СПб., [Издательство «Журавль»; Тип[ография] Т[оварищест]ва «Наш век», 1913]. 107, [5] с. [=112], ил. 18,9×16,2 см. В обложке. Реставрация корешка, без задней обл. Тираж 800 экз.
    Поляков № 21.
  64. Крученых, А. Старинная любовь. Украшения М. Ларионова. М.: Типо-лит[ография] В. Рихтер, [1912]. 14 л. 14,5×9,7 см. В обложке. Тираж 300 экз. Литографированное издание.
    Поляков № 12.
  65. Студия импрессионистов. Кн. 1 [и единств.] / ред. Н.И. Кульбина. СПб.: Издание Н.И. Бутковской, 1910. [4], 127, [3] с., 5 л. ил. на паспарту. 28,7×20,1 см. В обложке. Тираж 2000 экз.
    Поляков № 4.
  66. Кульбин. СПб.: Издание Общества интимного театра, [Тип. М. Мансфельда], 1912. 69, [3 пуст] с., с ил. 17,2×11,1 см. В обложке. Тираж 800 экз.
    Поляков № 15.
  67. Гуро, Е. Шарманка: Пиесы. Стихи. Проза. [СПб.: Издательство «Журавль»; Типография «Сириус», 1909]. — 218, [16] с., ил. 19,6×14,5 см. В обложке. Тираж 1200 экз.
    Поляков № 1.
  68. Гуро, Е. Осенний сон. Пьеса в четырех картинах. СПб.: [Издательство «Журавль»], Типография «Сириус», 1912. 57, [7] с., 6 л. ил. 19,2×13,4 см. В обложке. Тираж 500 экз. Необрезанный экземпляр.
    Поляков № 14.
  69. Пунин, Н. Первый цикл лекций / обл. К. Малевича. Пг, 1920. 84 с. 21×14 см. В обложке (без корешка).
  70. Крученых, А., Родченко А. Заумь. Обложка — ручной коллаж А. Родченко. 20 л (штамп, стеклограф, 2 л. набор). 18,7×13,6 см. В обложке. Текст из листов различного размера меньшего формата.
  71. Четверо из мансарды: А. Решетов, Н. Рудин, Н. Чернышев, С. Герасимов. М., 1920. 16 л, текст и ил. литография, обл. ксилография. 21,9×15,7 см. В обложке.
  72. Парнах, В. Самум. 3 рисунка Наталии Гончаровой. Париж, 1919. [2], 43, [3] с., 3 литографии. 22,8×16,2 см. В обложке.
  73. В.В. Кандинский. [Ступени]: Текст художника. 25 репродукций с картин 1902 — 1917 гг. 4 виньетки. М.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению; [Товарищество типографии А.И. Мамонтова], 1918. 56, [2] с., илл., 1 включая цветную (между 40 и 41 стр). 30,5×21 см.
  74. 1. Дав. Дав. Бурлюк. Галдящие «бенуа» и новое русское национальное искусство. СПб, Книгопечатня Шмидт, 1913. 20, [4] с. 23,9×16,5 см. В обложке. Тираж 1100 экз.
    Поляков № 48.

Новости о лоте:

Аукцион №446
1 декабря 2022 года
Аукцион завершён

Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии, плакаты, открытки, исторические бумаги

1 декабря Аукционный дом «Литфонд» проведет торги редкими книгами и автографами, в том числе будет представлена беспрецедентная коллекция редчайших книг русского футуризма. Кроме того, на аукцион выставлены реликвии музейного уровня — две клинописные таблички Древнего Вавилона и Шумер второго и третьего тысячелетий до нашей эры.

Главным лотом предстоящего аукциона станет уникальная коллекция «Век русского футуризма». В частности, в комплект вошли основополагающие произведения русских футуристов: «Пощечина общественному вкусу», один из немногочисленных экземпляров книги «Помада», изготовленной на листовом золоте и раскрашенный вручную Михаилом Ларионовым; эпохальная для кубофутуризма пятиугольная книга «Танго с коровами», отпечатанная на обоях.

Наряду с упомянутыми представлена исключительная подборка литографированных книг футуристов с иллюстрациями Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Михаила Ларионова: «Старинная любовь», «Взорваль» «Бух лесиный», «Пустынники», «Мирсконца», «Ослиный хвост и мишень», «Рыкающий Парнас». А также творчество братьев Бурлюков и южнорусского футуризма в сборниках «Затычка», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», в которых применены не только цветная бумага, но и оригинальные рисунки и цветные офорты. В коллекции собраны также хрестоматийные книги «Ожирение роз», «Крученых-грандиозарь», «Трактат о сплошном неприличии», «Лакированное трико», «Фантастический кабачок» с цветным коллажем Ильи Зданевича и «Железобетонные поэмы» Алексея Крученых и Василия Каменского.

На торгах представлены уникальные памятники древнейшей письменности — две клинописные таблички Древнего Вавилона и Шумер (2-го и 3-го тысячелетий до н.э.). Обе реликвии имеют подтвержденное происхождение и законно ввезены на территорию России.

Среди топ-лотов петровское издание Д.К. Кантемира «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии» (1722). Петр Первый отправил распоряжение печатать книгу 18 июля 1722 г. из Персидского похода, в день, когда российская флотилия вошла в Каспийское море. В этой книге Кантемир выступил как исламовед, корановед, суфиолог, арабист, иранист и тюрколог. Автор собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес и сохранил материал, который стал неоценимым источником для изучения истории и развития общественного сознания мусульман.

Уникальный экземпляр, представляющий музейную ценность, «Записки флота капитан Рикорда о плавании его к японским берегам в 1812 и 1813 годах, и о сношениях с японцами» (1816) с двойным автографом — адмирала Петра Рикорда и знаменитого мореплавателя Василия Головнина.

Чрезвычайно редко встречается книга Е. Баратынского «Наложница» с его автографом (1831). С оборотной стороны титульного листа напечатано: «Все экземпляры сей книги, не подписанные мною, суть поддельные, и продаватели оных будут преследуемы по законам». Далее — автограф поэта: «Е. Баратынский».

Украшением торгов является роскошный экземпляр сочинений Н.В. Гоголя «Арабески» из собрания знаменитого коллекционера А.Ф. Лихачева (1835). Это первое прижизненное издание Николая Васильевича Гоголя (1809–1852), вышедшее под его настоящей фамилией. Издателем «Арабесок» был сам Гоголь. Он сильно переживал, что издание плохо расходится и в письме к А.С. Пушкину ругал книгопродавцев: «Черт их знает, что это значит. Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на первом дереве...».

Редчайший экземпляр, происходящий из собрания художника Константина Сомова, это книга Алексея Ремизова «Царь Додон» (1921), экземпляр № 21 с его развернутым автографом: «Константину Андреевичу Сомову в воспоминание о старейшине блудоборце Льве. Алексей Ремизов. 4 VIII 1921».

Ознакомиться со всеми лотами предстоящих торгов можно на предаукционной выставке в Москве (Б. Харитоньевский пер., д. 24, стр. 2.) с 20 ноября по 1 декабря с 11 до 19 часов. Аукцион состоится 1 декабря в 19 часов. Заочные ставки можно сделать в каталоге Литфонда на litfund.ru или litfund.bidspirit.com.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 73

Редчайший первый сборник поэта

  • [Редчайшие первый и четвертый сборники стихов] Полонский, Я.П. Гаммы. Стихотворения. М.: В Тип. И. Степанова, 1844. [2], 63 c. Приплет: Полонский, Я.П. Несколько ...
Лот 13

От губернатора к прокурору

  • [Зарождение русского флота] О высочайших пришествиях великого государя, царя и великого князя, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России ...

    Ближайшие аукционы