Рукопись
Ефрем Сирин. Поучения. − [Б. м.], кон. XIX — нач. ХХ в. 2° (37,5×26 см). — 1 п., [1], 1−3 п., 1−48 [т.е. 53] л. Полуустав XIX в. Киноварь.
Украшения: Заставок 2. Краски: желтая, оранжевая, зеленая, лиловая.
Инициалы: растительные мотивы; киноварь.
Вязь: киноварь.
Начало текста: «Оглавленїе изряднейшихъ статей книги сея. О еже еретицы. и грешницы имущїи растленное житїе. сіи вси. д(у)ховнаго разума в б(о)жественом писанїи не имеют. Стих 1. листъ 2».
Бумага: целлюлозная, без штемпелей, высокого качества.
Сохранность: экз. полный.
Запись: «Из книг о. Льва Сергеевича Мурникова» − л. [1].
Несшитые тетради в бумажной и кожаной папках.
Рукопись обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной, коллекционной ценностью. Представляет один из лучших образцов поздней старообрядческой книжной рукописной традиции.
Рукопись старообрядческого происхождения. Содержит краткую редакцию Жития Ефрема Сирина и избранные поучения. Сочинения Ефрема Сирина начинаются в рукописи с 105-го слова «О антихристе». Сочинения Ефрема Сирина были популярны в старообрядческой среде, где создавались сборники его слов на основе вышедших в 1647 г. на Московском печатном дворе «Поучений» и рукописей. В том числе популярностью у старообрядцев пользовались слова и толкования Ефрема Сирина о антихристе.
Ефрем Сирин (ок. 306–373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция; память — 28 января) — богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви. О его жизни известно крайне мало. Судя по его произведениям, он получил хорошее образование, включавшее и знакомство с античным языческим наследием. Его наследие чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык. Особое внимание Ефрем Сирин уделял нравственному учению. Именно в проповедях он раскрывает свой талант оратора, не используя излишние риторические формы, но неизменно переводя разговор в практическое русло. Часть его проповедей написаны в форме диалога учителя и ученика, часть — как последовательное объяснение того или иного фрагмента Библии. На русский язык до сих пор переведена лишь незначительная часть его наследия.