Собрание предметов столового серебра из семейства Кандинских и Шевалдышевых. 1830-е-1900-е годы. Ложка для варенья. Россия. Фирма П. Овчинникова. 1900-е.
Серебро, золочение. Размер 16 см. Вес 68,5 г.
Клейма: 84 пробы с женской головой в кокошнике, обращённой влево с указанием пробирного округа и полного имени мастера под государственным гербом.
Состояние: в хорошей сохранности.
Овчинников Павел Акимович — основатель крупнейшей в Москве фабрики золотых и серебряных изделий, открытой в 1853 году. Фирма П. Овчинникова первой освоила выпуск предметов в «древнерусском» стиле. В 1882 году, за регулярные и качественные поставки своей продукции к Высочайшем Двору, фирма была удостоена звания Поставщика Его Величества.
Ложка принадлежала Авг. Н. Шевалдышевой, рождённой Кандинской, и отличается изысканным сочетанием поверхностей матового серебра и яркого полированного золочения.
По семейной истории самые ранние предметы в этом семейном собрании принадлежали Марфе Никитичне Кандинской, рождённой Сабашниковой (1824 г.р.), жене Николя Хрисанфовича Кандинского-младшего (1810-1863). Сёстры Сабашниковы и их семьи в Кяхте были близки с декабристами. Сохранились акварельные портреты сестёр Марфы и Агнии Сабашниковых работы Николая Бестужева. Марфа Никитична была незаурядной личностью. Пережив своего мужа, вела самостоятельно активную торговую деятельность. Была удостоена звания Почётной гражданки Москвы. На её визитной карточке значилось: «Контора склада чаёвъ собственной выписки изъ Китая М.Н. Кандинской. Москва. Домъ Шевалдышъвыхъ». В 1866 году Марфа Никитична крестила двоюродного внука своего умершего мужа — Василия Кандинского. В семье Кандинских родились дочери, Татьяна, Екатерина, Вера и Августа. Августа Николаевна (1849 г.р.) вышла замуж за Алексея Николаевича Шевалдышева. Семейству Шевалдышевых в Москве принадлежали, дом на Варварской площади в Китай-городе и Шевалдышевское подворье на Тверской, занимавшее целый квартал, а в Тверской губернии, близ Корчева, имение Омутня на берегу Волги. Учитывая культурный уровень этих семей и их материальные возможности, можно отметить, что все предметы приобретались у лучших столичных мастеров и отличаются добротностью, прекрасным вкусом и имеют мемориальный интерес.