Высоцкий: хороший белый офицер и плохой революционер-подпольщик
Журнал «Советский экран». № 22 и 24 за 1967 г. М.: Правда, 1967. 33×25,6 см. В издательских обложках. В хорошем состоянии.
Режиссеру Геннадию Полоке в январе 1967 года было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция», к тому времени уже ставшей классикой советской драматургии. Как рассказывал сам режиссер, «ожесточенный штампами, накопленными нашим „официозным кинематографом“ в фильмах о Гражданской войне», он в одном из интервью призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений».
Актеров Геннадий Полока не приглашал: «добровольцы», готовые принять участие в эксперименте, приходили сами. Одним из первых пришел Всеволод Абдулов (его проба оказалась неудачной), который, в свою очередь, рекомендовал режиссеру совершенно неизвестного ему в то время Владимира Высоцкого.
Инициаторы экранизации пьесы приурочивали фильм к 50-летию Октябрьской революции.
Полока сдавал фильм Художественному совету киностудии «Ленфильм». Однако председатель Госкино Романов наложил на него запрет: «Фильм является очевидной творческой неудачей киностудии „Ленфильм“ и режиссера Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьезные идейные просчеты».
Пытаясь спасти фильм, съемочная группа обратилась с письмом к Брежневу. Много лет спустя Полока утверждал, что автором письма был В. Высоцкий. «Мы хотели, чтобы на наш фильм пришел массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приемы, рожденные революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления. И нам непонятно утверждение некоторых товарищей, что режиссер и артисты как-то неуважительно обошлись с темой, и, в частности, с образами большевиков, показали их в смешном утрированном виде».
Ответа на письмо не последовало. Лишь в 1987 году фильм был снят с полки и выпущен в прокат.
Фильм снимался, когда белое движение называли не иначе, как «белогвардейщиной», а Красную Армию — не иначе, как «непобедимой и легендарной». И снимать надо было обязательно так, согласно линии партии. Однако, фильм «Служили два товарища» можно смотреть до сих пор — и не без удовольствия. Ему повезло. Его делали хитрые люди — удалось обмануть начальство. Фильм получился вроде бы «правильный», не подкопаешься. И про персонаж Высоцкого (Брусенцов) критики так и писали — «махровый враг», а про персонажей Ролана Быкова и Олега Янковского — «рабочая косточка» и «верный боец революции».